Истоки
Воскресение Христа -- торжество жизни вечной

24 апреля верующие встретят Пасху. О значении, истории и традициях праздника рассказывает священник Свято-Тихоновского храма отец Вячеслав Караулов.
-- Светлое Христово Воскресение -- самый главный праздник в христианском мире, -- говорит отец Вячеслав. -- Как писал апостол Павел, если бы Христос не воскрес, то и вера наша была бы напрасна. Без этого веры христианской не существует. В православном календаре есть 12 великих, так называемых двунадесятых, праздников богословского цикла. Но Пасха возвышается даже над ними. По словам святых, как Солнце затмевает прочие светила, так и Пасха превосходит все другие праздники. Христос воскрес, тем самым  всех нас воскресив для жизни вечной. Если до Его воскресения врата рая были закрыты для человечества, то теперь они открыты, и туда получают доступ праведники, благочестивые люди. Все это благодаря крестной жертве Христовой, искупившей все грехи рода человеческого. Таким образом, связь людей с Богом восстановилась,  дьявол потерял прежнюю власть на родом человеческим, и смерть, по сути, отступила. Открылась людям дорога  к жизни вечной. Поэтому и радуемся мы в эти светлые дни, прославляя Христово Воскресение, приветствуя друг друга словами:
 -- Христос воскресе!
 В ответ звучит:
 -- Воистину воскресе!
 Перед Воскресением Христовым -- Страстная седмица. Мы не только вспоминаем о последних днях земной жизни Спасителя, но и сопереживаем этим событиям. В Великую пятницу вспоминаем мы взятие под стражу  Иисуса Христа, суд над ним, издевательства, избиение его римскими воинами. Распятие в те времена было самой позорной казнью, которой подвергали беглых рабов и самых отъявленных злодеев.  Но Господь был безгрешен, ни единого пятна не было на Нем, однако при этом Его подвергли столь позорной казни. То есть, будучи безгрешным, Господь пострадал за грехи всего рода человеческого.  В день Великой пятницы мы скорбим, это время самого строгого поста за весь год. Служба в этот день проходит траурно-торжественная, не звучат на ней радостные песнопения. Все проходит с оттенком скорби и печали. Служба в храмах начинается с семи утра, проходит великопостное богослужение. В час дня выносится Плащаница (богато изукрашенный плат), которая символизирует ту плащаницу, в которую было обернуто тело Спасителя, снятое с креста. Христа оплакивали Матерь Божия, жены-мироносицы и апостолы. Плащаница выносится на средину храма, символизируя вынос тела распятого Спасителя. Начинается великопостное богослужение Святой Великой пятницы. В пять вечера происходит служба -- утреня с погребением Плащаницы. В конце богослужения при пении по погребальному чину Плащаница выносится из храма, крестным ходом проносится вокруг него и вновь полагается на пьедестале. Люди подходят, молятся и прикладываются к ней. Они просят у Спасителя помощи, заступничества. Есть благочестивое поверье, что перед Плащаницей можно просить об исполнении заветных желаний, и они непременно сбудутся.
 В Великую пятницу Господь уже предал Богу душу, его погребли в пещере в Гефсиманском саду. Пришли жены-мироносицы, умастили тело Его благовониями (алоэ, смирна). Мы вспоминаем погребение Спасителя, когда пеленами обвили тело и лик Его по тогдашнему обычаю. В субботу служба полупостовая. Начинаем мы службу с утра в черных ризах. К половине богослужения священники переоблачаются в белые ризы. Это преддверие Пасхи. После службы начинается освящение куличей. Возле храма стоят специальные дощатые столы, куда люди раскладывают куличи и яйца для освящения. С тем, чтобы в Светлое Христово Воскресение вкусить пасхальной трапезы.
 Пасхальное богослужение начнется ночью, без пятнадцати двенадцать. При колокольном перезвоне священнослужители выходят и торжественно, с песнопениями, обходят вокруг храма крестным ходом. Ровно в двенадцать они заходят в притвор храма и трижды провозглашают:
-- Христос воскресе!
Затем все заходят в храм, и начинается пасхальная заутреня, а дальше Божественная литургия -- самое величественное богослужение из всех служб годового круга. Эта служба будет продолжаться примерно до трех часов утра. Во время нее  мы прославляем воскресшего Спасителя. Собственно говоря, наши предки, споря с представителями других религиозных вероисповеданий, приводили их на пасхальную службу, показывали ее великолепие и торжество. И это  становилось лучшей проповедью нашего христианского вероучения.
-- Каковы исторические корни праздника?
-- Само происхождение праздника очень древнее. Есть Пасха ветхозаветная (иудейская), и есть новозаветная (христианская). Ветхий Завет мы признаем и почитаем, но он был подготовительной ступенью к Новому Завету. Весь Ветхий Завет был пронизан ожиданием Спасителя грядущего, Мессии.  Но явно не говорилось о том, что явится Иисус Христос, все было сокровенно, образно, символично. Об этом возвещали пророки. А в Новом Завете говорилось о том, что Спаситель явился и спасет весь род человеческий от греха и от вечной смерти. Праобразовательно говорилось в Ветхом Завете о грядущих событиях. Само слово «пасха» (пейсах) означает -- «прохожу мимо». История ведется с глубокой древности, примерно с 18-го века до Рождества Христова. Праведный Иосиф, один из сыновей патриарха Иакова, из зависти был продан братьями в рабство. По Божьему промыслу он оказался в Египте.  Поскольку был он юношей очень красивым и незаурядных способностей, то оказался главным слугой во дворце египетского вельможи Потифара. Жена вельможи, молодая красавица, хотела принудить его к прелюбодеянию. Но праведный Иосиф не мог посягнуть на жену своего господина и отказался вступить в греховную связь. Ее обуял гнев, она сказала мужу, что это юноша хотел соблазнить ее. Тогда его ввергли в темницу. Иосиф был великолепным толкователем снов, которым древние предавали огромное значение. Когда несколько толкований сбылись, Иосифа освободили. Слух о способностях Иосифа дошел до самого фараона. Вскоре Иосиф стал управляющим всего Египта, находясь при дворе фараона. В Израиле в это время начался страшный голод, евреи пришли в Египет покупать хлеб, где всегда были  хорошие урожаи благодаря разливу Нила. Среди них были и продавшие Иосифа братья, которые раскаялись в содеянном. Он их простил и оставил в стране. Постепенно  многие евреи стали переселяться в Египет. Со временем еврейская диаспора стала там весьма многочисленной. Прошло более трехсот лет, сменилась династия правителей, и  правящий тогда фараон был озабочен распространением евреев. Он боялся, что они посягнут на его власть. В конце концов, фараон решил истребить израильский народ. Был издан указ, согласно которому все первенцы в еврейских семьях  должны были уничтожаться. За это Господь, дабы унять фараона, стал посылать египтянам наказания (так называемые десять казней египетских). Десятая казнь была страшной -- все младенцы-первенцы в семьях египетских умирали. Это не касалось семей еврейских. Согласно преданию, ангел смерти проходил мимо еврейских домов, потому что на вратах их был нарисован кровью жертвенного агнца (ягненка) крест. Отсюда и название «пейсах» -- прохожу мимо. После этого фараон разрешил Моисею вывести евреев из Египта.
Новозаветная Пасха ведет свою историю от Воскресения Христова. Иудеи ждали иного Мессию, который дарует им земные блага: власть, могущество.
В христианском же мире Воскресение Христово -- основа всей веры.
Главное историческое свидетельство этого события -- евангельское учение. Имеются и свидетельства историков того времени, а также стражников, находившихся неподалеку от пещеры, где погребли  Христа. Одним из главных материальных свидетельств сейчас считается Туринская плащаница, которой было обернуто тело Христа. Особый интерес к ее изучению начался в 19-м веке. Каких только экспертиз не проводилось с тех пор. В итоге ученые пришли к выводу, что все ее детали соответствуют тому времени, когда жил Христос. Именно тогда было изготовлено полотно, и распят был Иисус по римскому обычаю, что можно установить по отпечаткам на плащанице. Ткань сохранила отпечатки тела и лика Спасителя, следы крови. Совершенно точно можно сказать, что воскресший Христос просто вышел из плащаницы, не разворачивая ткани. Многие ученые и священнослужители считают, что произошло это благодаря небывалому, огромному выбросу энергии, подобной радиоактивной.
-- Многие люди в наши дни впадают в уныние, пессимизм, поскольку время сейчас отнюдь не простое. Бедность, социальная несправедливость, отсутствие уверенности в завтрашнем дне -- на это сетуют многие.
-- На Руси, собственно, никогда и не было легких времен. Но при этом не было и такого, чтобы верующий человек оставался без помощи Божией, без средств к  существованию. Уныние -- тяжкий грех, тем более не стоит поддаваться ему в эти святые дни. Хочется поздравить всех со светлым праздником Пасхи, призвать посетить храмы, открыть свои сердца, чтобы прославить воскресшего Христа.
-- К слову, о храмах. Сейчас обсуждается вопрос о строительстве храма на пересечении улиц Мира и Голосова («поле чудес»). Есть мнение, что строительство его в столь оживленном месте, в центре города, по соседству с развлекательными заведениями не слишком уместно…
-- Речь о строительстве церкви на этом месте в память о Троицком храме, затопленном вместе со старым Ставрополем, ведется еще  с начала 90-х. Предполагался целый соборный комплекс, который, несомненно, стал бы украшением нашего города. А сейчас там просто запустение, заброшенная территория. Как раз строительство храма помогло бы, в том числе руками верующих, привести в порядок, облагородить это место. А что касается многолюдности, всяких развлекательных заведений, так такое соседство никогда не считалось плохим. Церкви и в старину часто строились возле ярмарок. Как раз кого-то это сможет заставить лишний раз задуматься о непреходящих ценностях, заглянуть в храм. Как говорится, больше храмов -- меньше тюрем…
 Ольга ТАРАСОВА

Просмотров : 1735
 
Погода в Тольятти
Сегодня
день 8...10, ветер 2 м/с
вечер 5...7, ветер 3 м/с
Завтра
ночь 6...8, ветер 5 м/с
утро 8...10, ветер 5 м/с