Истоки
(16+) Праздники, которые всегда с нами: 55 – 60 – 110
Вроде всего-то несколько цифр: 55 – 60 – 110. А за ними – очередные юбилеи индустриального феномена, обозначенного на его незабываемом старте простой аббревиатурой ВАЗ. Волжский автомобильный завод. Гордость советской страны и города на Волге, не без оснований считавшего себя автомобильной столицей.

Уточню. 3 марта будущего года АВТОВАЗ отметит 110-ю годовщину со дня рождения Виктора Николаевича Полякова, первого генерального директора и министра автомобильной промышленности. Спустя месяц после этого события грянет 55-летие со дня выпуска первого «жигуленка», именованного позже как «ВАЗ-2101» и признанного благодарной страной «народным автомобилем 20-го столетия».
А еще через год, 20 июля, флагман отечественного автомобилестроения (каково!) будет принимать поздравления к своему 60-летию. Согласитесь, вполне подходящие поводы для патриотического подъема и обновленных надежд.
Ну что же, готовь сани летом. Иными словами, пора! Пора явиться оргкомитетам и рабочим группам разных уровней. Самое время задуматься о составе праздничных программ – но не сугубо кабинетно, а с учетом мнения тех, кто имеет прямое отношение к значимым датам в корпоративной истории: волжские автостроители всех поколений, живые герои легендарного проекта ФИАТ-ВАЗ (в Италии тоже), российские и зарубежные поклонники бренда ЛАДА.
Очень может быть, что возрожденная дирекция по связям с общественностью уже готовит соответствующий пакет имиджевых идей генералитету акционерного общества. Профессионалам – и карты в руки! По логике вещей, мудрые организаторы предстоящих масштабных торжеств «испросят у низов» предложения в общую юбилейную копилку. Посоветуются с вазовским народом.  Поверьте, хуже не будет. Во всяком случае, именно к такому соучастию побуждала концепция празднования 40-летия ОАО «АВТОВАЗ», утвержденная заводским приказом № 79 от 01.02.2005.    
«АВТОВАЗ – с Россией и для России!» Этот слоган прежних лет не потерял своей актуальности. А значит, мы вправе ожидать повышенного внимания федеральных и губернских властей к упомянутым юбилеям АВТОВАЗа. Скорее всего, снова будут телеграммы, речи и награды, автосалоны и парады моделей бренда ЛАДА, выставки, концерты и фейерверки.
– Шумим, братцы, шумим! – подначивал когда-то комсомольских активистов Владимир Трубкин, директор металлургического производства ВАЗа.
Кстати, именно при нем, многоопытном технаре, состоялся знаменитый, первый на нашем автозаводе, музей конкретного производства – Рассадинский музей в корпусе 10 МтП. Волны перестройки разрушили уникальную выставку. Но к 40-летию «горячего цеха» АВТОВАЗа (2009 год) она любовно возродилась дружной командой энергичного лидера металлургов Валерия Овчаренко.
Здесь не обойтись без паузы. Печальной, увы. Поскольку радостно и всенародно открытая историческая экспозиция МтП, вторая по счету, однажды вдруг… канула в Лету. Кто-то из очередных назначенцев явно переусердствовал в наметившемся тревожном переписывании корпоративной истории поляковского автогиганта у Жигулевских гор.
О, наша общая история, столь быстро предаваемая, забываемая! Собственно, эта больная тема и побудила откликнуться на товарищеский запрос председателя клуба ветеранов «Патриот» Сергея Перевезенцева о предложениях к программе «LADA-55».
Да и как не поддержать пионера ВАЗа (с 1967 года!) и почетного гражданина города в его душевном порыве инициировать запоминающиеся юбилейные действия для здравствующих ветеранов автогиганта, для всех тольяттинцев. При этом я исходил из реалий сегодняшних дней, полагая, что свежие лозунги о патриотизме подразумевают и глубокое уважение к поучительному «минувшему» страны, городов и заводов.
55 – 60 – 110.    Наши очередные вехи. Наши рабочие заслуженные праздники. Да, с их подготовкой будет непросто, хлопотно и затратно. Но всё задуманное сладится и получится при общем согласии и напряженном труде. Именно так: нужен напряженный труд. По-поляковски. По-вазовски. По-тольяттински.
Результативно, как получилось с памятником автомобилю «ВАЗ-2101», задуманном ветеранами-руководителями и возведенном рядом с парком Победы – пусть пока и без интерактивного информационного наполнения по истории Волжского автозавода, предполагавшегося на старте проекта.
Привлекающая сегодня внимание тольяттинцев и гостей города выставочная экспозиция в честь любимой «копеечки» – не единственное свидетельство позитивных результатов сложения интересов и усилий. Смогли же власти города и руководство ТГУ мобилизовать ресурсы и творческие силы на восстановление мозаичной стелы «Радость труда», посвященной присвоению ВАЗу имени 50-летия образования СССР.  
Так же успешно удалось инициативной группе вернуть к жизни из небытия, дополнить и издать осенью прошлого года альбом «Улыбки ЛАДЫ». Кстати, обложка этого симпатичного корпоративного подарка пополнилась важным смысловым подзаголовком: «Не хлебом единым». На таком перспективном уточнении настоял активно поддержавший возрождение «Улыбок ЛАДЫ» Михаил Добындо, авторитетный руководитель производства, хорошо известный автостроителям Тольятти и Ижевска.  
Среди юбилейных целей и задач мне видятся несколько особо важных.  Главное и первоочередное: следует безотлагательно возобновить, на базе Тольяттинского государственного университета, разработки научной историографии завода, включающие подготовку и проведение 3-й всероссийской научной конференции «История АО «АВТОВАЗ»: уроки, проблемы, современность».
Напомню, вторая такая конференция состоялась в октябре 2005 года. Непростительно потеряны много времени и масса драгоценной информации. Автогигант пережил сложнейшие два десятилетия крутых перемен и череду чужих вазовскому духу топ-менеджеров.
Наряду с разрушением легендарного корпуса вспомогательных цехов, передового производства технологического оборудования и сверхоснащенного опытно-промышленного производства (невосполнимые потери такого рода этим не ограничиваются), АВТОВАЗ 21 века лишился выстроенной командой Полякова корпоративной культуры, а заодно и системы подходов к сохранению корпоративной истории.  Боюсь, современникам еще предстоит пожинать горькие плоды случившегося «безвременья».    
Чтобы не углублять невосполнимые провалы в коллективной памяти АВТОВАЗа, надо срочно систематизировать и оцифровать обширный домашний архив Анатолия Шаврина, известного тольяттинского журналиста и первого организатора службы заводского радио на молодом Волжском автозаводе. Сейчас эту сложнейшую работу в одиночестве ведет Валентина Яковлевна, верная спутница Анатолия Александровича.
Одна – на тысячи страниц, на сотни сотен фотографий, пленок и других драгоценных артефактов вазовской эпопеи? Нужна оперативная коллективная помощь в обработке шавринского личного фонда и составлении описи дел постоянного срока хранения – работа для АВТОВАЗа, ТГУ и управления по делам архивов администрации Тольятти. Благо, тому есть хороший пример: подобное обстоятельное действие было уважительно проведено с архивом историка Александра Степанова.
Давно назрела необходимость создания в структуре музея АВТОВАЗа научного отдела, который может развиться в исторический центр акционерного общества. По образцу Centro storico FIAT, действующего под флагом нашего прародителя, итальянского автомобильного концерна.
Поначалу же предстоит создать сайт заводского музея, подобающий современному учреждению данного профиля: спецов из дирекции по информационным системам АВТОВАЗа такое почетное поручение вряд ли обременит. И хорошо бы поскорее перевести из дирекции по маркетингу в структуру нашего музея еще живой кино- и фотоархив бывшего отдела рекламы (разумеется, вместе с единственным оставшимся специалистом). Нельзя допустить, чтобы раритетные свидетельства становления Волжского автозавода повторили судьбу фондов научно-технической библиотеки, преступно выброшенных на вазовскую улицу… за ненадобностью.
Пойдем дальше. В программу близких юбилеев целесообразно включить показ на телеканалах страны документальных фильмов по истории строительства и пуска ВАЗа. Для такого шага полезно привлечь поволжское отделение Союза кинематографистов, бессменный председатель которого Нина Шумкова была оператором в съемочной группе Куйбышевской студии кинохроники, под водительством кинорежиссера Ефима Гольцмана.
Кстати, большинство из этих гольцмановских кинолент уже оцифровано специалистами телекоммуникационного холдинга «ЛАДА-Медиа» и могут стать содержанием сувенирных дисков о корпоративной истории Волжского автозавода.
Не забудем и завтрашних автостроителей. Нынешнему АВТОВАЗу и «Планете детства ЛАДА» вполне по силам подарить тольяттинским первоклашкам третье издание «Автоазбуки», с дружеским приветствием действующего президента завода. Благо, в Северной столице продолжает здравствовать издательство «ЛЮДОВИК», разработавшее макеты и обеспечившее тиражирование первых выпусков красочной задорной «Автоазбуки» (2001 и 2003 годы) –  в рамках реализуемой тогда имиджевой программы «АВТОВАЗ – новому поколению».     
Сохранению и осмыслению корпоративной истории нашего завода могут неплохо послужить выпуск дополненного библиографического указателя «Автомобильная держава с названьем гордым АВТОВАЗ!», организация второй художественной выставки «АВТОВАЗ – наша гордость!» на уютных площадях картинной галереи, доработка и издание книги «ВАЗ – Культура – Город». Проект последней частично реализован в 2007 году, подготовлен дизайн-макет.
Из массы давних объединяющих задумок выберу еще одну. Речь об организации газеты «Ветеран АВТОВАЗа», приложением к информационному изданию «ВА на заводе». При желании еще можно найти пробные сигнальные экземпляры «Автограда», вышедшего к 30-летию Автозаводского района под крылом заводской многотиражки «Волжский автостроитель», с легкой руки тогдашнего ее главного редактора Бориса Букатова.
Такое возвращение к традиции дружеского диалога соратников определенно согрело бы сердца заводских пенсионеров, многие из которых страдают от одиночества и обидного чувства неприкаянности, ненужности сил и энергии, отданных «вазовской трубе».
К слову, о традициях прежней корпоративной культуры автогиганта. О цепочке преемственности поколений заводчан, этой хрупкой нравственной субстанции. Добрая вазовская традиция – это ежедневные свежие цветы перед бюстом первого генерального директора ВАЗа в холле здания заводоуправления. Это – волнительная церемония чествования 100 лучших сотрудников АВТОВАЗа, давно вписанная в программу корпоративного праздника «День первого автомобиля».  
Это и состоявшееся недавно, 28 июня, торжественное собрание в актовом зале учебного центра, когда на праздновании 50-летия вазовского соцкультбыта встретились бывшие и действующие сотрудники, связанные заботой о заводчанах и членах их семей.
Здоровая во всех смыслах традиция – рожденная деятельным Владимиром Поповым и центром физкультуры и спорта весенняя «Вазовская верста» (1737 метров, по длине сборочного конвейера ВАЗа), когда в обеденный перерыв 19 апреля сотни заводчан дружно пробегают вдоль главного корпуса СКП.
А практика ярких буклетов к каждой миллионной «ЛАДЕ», любовно хранящихся в семьях автостроителей? А бригадные фотоальбомы? А стихи об автозаводе и Автограде, звучавшие на днях поэзии во Дворце культуры и техники АВТОВАЗа, сегодняшнем городском КЦ «АВТОГРАД»? Все эти и другие, близкие горячим вазовским сердцам, практики кадровой политики, поверьте, вызывали добрые улыбки и по-хорошему цементировали стотысячный коллектив тольяттинских автомобилестроителей.
Не хлебом единым. Значит, не только новыми конкурентными моделями автомобилей «LADA» должен быть силен и славен новый АВТОВАЗ. Не только впечатляющей сетью конвейерных линий, повсеместными роботами и опережающими прогрессивными технологиями. Не только ежегодным, достойным зависти профсоюзных коллег по автопрому, коллективным договором и тринадцатой зарплатой.
Но и тем, что вмещается в емкие понятия «вазовская душа» и «вазовский патриотизм», без бережного поддержания которых построенный советской страной автомобильный гигант у Жигулей рискует превратиться в рядовое автосборочное предприятие, вызывающее у одних – грустное воспоминание о былом величии, у других – досаду и огорчение.
С днем рождения, родной Волжский автомобильный завод!

Леонид ПАХУТА, ветеран ВАЗа, Санкт-Петербург – Тольятти
Просмотров : 332
 
Погода в Тольятти
Сегодня
ночь 18...20, ветер 2 м/с
утро 20...22, ветер 3 м/с
Завтра
день 26...28, ветер 3 м/с
вечер 20...22, ветер 0 м/с