Юрий Целиков: Где деньги, ВАЗ?
Город
Юрий Целиков: Где деньги, ВАЗ?

Интервью с ветераном завода, бывшим директором ассоциации дилеров ВАЗа Юрием Целиковым, которое «Вольный город» опубликовал в марте, наделало много шума. Его цитировали, перепечатывали (иногда просто воровали с нашего сайта, не давая ссылку на источник), переводили на иностранные языки. Секрет успеха этого интервью очень прост: Юрий Кузьмич - один из немногих людей, которые не боятся говорить правду о нынешнем положении дел на ВАЗе, критиковать руководство, предлагать пути решения проблем. На днях мы вновь встретились с Целиковым, чтобы узнать, какие последствия имела для него та публикация и чего ждать работникам завода в ближайшее время.
Хотел разозлить руководство
- Юрий Кузьмич, вы так хорошо покритиковали команду Алешина, что возбудили едва ли не каждого человека, работающего в «высотке» ВАЗа. Вы сами-то не испугались собственной храбрости?
- Мне говорят: Кузьмич, ну что ты лезешь в эти дела? Но я же акционер. Хочу, чтобы завод всегда хорошо работал, наполнялись бюджеты города и области. При всей моей критике некоторых действий Алешина я уважаю этого человека. Он красиво говорит, умеет убеждать, великолепный теоретик. Правда, в его выступлениях не хватает эмоциональности. Ему бы с Жириновским на рыбалку съездить. К тому же у Бориса Сергеевича хорошие деловые связи, его уважает премьер-министр, а это в нынешних условиях очень важно. Вы помните, как однажды по телевизору его Путин ругал? А ведь ругают только тех, кого любят. Поэтому мне бы не хотелось, чтобы Алешин в смутный период покинул ВАЗ, как это произошло с Есиповским. Было бы обидно. Я же почему сказал в прошлом интервью, что ему надо уходить, поставив на свое место Вильчика? Хотел разозлить Алешина и его команду!
- Разозлились?
- Да, меня же теперь не пускают в «АВТОВАЗтехобслуживание», где я раньше работал и куда периодически приезжал. Хотя это, конечно, «детский сад». Ну что взять со старшего вице-президента, который младше моих детей?
- Кстати, в ответ на критику ваши оппоненты сказали, что благодаря Алешину на ВАЗ привлечены федеральные средства…
- Это, бесспорно, благо для завода. Другое дело, как распорядятся этими деньгами. И успеют ли деньги дойти вовремя? Не получилось бы так, что помощь дойдет тогда, когда ВАЗ нужно будет переводить «из общей палаты в реанимационное отделение». Вот в этот момент и могут сменить Алешина, хотя это будет вредно для нынешней ситуации. Ему нужно опереться на опытных вазовских менеджеров -- Владимира Кучая, Николая Хатунцова и других. Вспомните, как перед Бородинским сражением вернули в армию Кутузова. И менеджеров «СОКа» надо подтянуть в дилерскую сеть. Что с ними играть-то?
- Вы сказали, что помощь может не успеть, однако руководство ВАЗа планирует выйти на уровень сборки в 57 тысяч автомобилей в месяц. Это реально?
- Меня с первых дней прихода этой команды всегда удивляла их оптимистическая фантазия. Им бы поучиться у Виктора Николаевича Полякова, никогда не дававшего пустых обещаний. Вообще, сегодняшняя структура на ВАЗе как никогда туманна, хотя было обещано, что все будет четко и понятно. Вот один пример. Начальник управления, находящийся на 6-м этаже, пишет письмо своему директору, который сидит на 8-м этаже. Через канцелярию от директора приходит уклончивая резолюция. Начальник управления пишет повторно. Директор отвечает резолюцией, что нужно обратиться к вице-президенту, который сидит на 4-м этаже. Пишут туда. Вице-президент перенаправляет этот документ своему помощнику с предписанием, кому передать. Потом бумага возвращается к начальнику управления. В итоге три недели шла переписка по вопросу проведения совещания. У меня есть часть этой переписки. Я даже создал архив «парадоксального управления» на ВАЗе. В итоге сотни килограммов бумаги, имитация деятельности. До сих пор менеджеры ездят на «Лэнд Крузерах», да еще приобрели автомобили «Премьер» на базе «Приоры». Я считаю, что КПД управленцев-варягов на ВАЗе - около 2 процентов.  
Что же купил Путин?
- У меня есть ряд вопросов к руководству ВАЗа.
- Любопытно…
- Какова сумма от продажи акций при ликвидации перекрестного акционирования и куда ушли эти деньги? Далее. На что пошел миллиард долларов от продажи наших акций компании «Рено»? Получил ли ВАЗ деньги в полном объеме или частично? Если частично, то по какой причине? Еще не будем забывать, что завод владеет большой долей акций «GM-АВТОВАЗ». Какая прибыль от них? Продолжается ли поставка комплектов себе в убыток?
- Думаю, прибыль небольшая…
- Я уже говорил о том, что раньше с каждой «Шевроле Нивы» автозавод нес убыток от 600 до тысячи долларов. Подчеркиваю, с каждого автомобиля. Что же это за бизнес такой? Если бы мы получили при этом доступ к технологиям «Дженерал моторс»… Но мои товарищи по НТЦ подтверждают, что GM ничего не дал из своих ноу-хау. Наоборот, американцы загубили стремление ВАЗа выйти на рынок дальнего зарубежья с автомобилем «ВАЗ-2123», который сейчас называется «Шевроле Нива». Кстати, от «Шевроле» в этом автомобиле только «шильдик». То есть «GM-АВТОВАЗ» практически расчистил себе рынок за рубежом, ограничив поставки наших внедорожников и забрав бренд «Нива».
- Недавно премьер-министр Путин сказал, что приобрел себе «Ниву»…
- Это загадка. Никто толком не может сказать, что же купил Путин. Он либо оговорился, либо не знает, что бренд «Нива» сейчас не принадлежит ни ВАЗу, ни России. Он принадлежит совместному предприятию «GM-АВТОВАЗ». То, что выпускается сейчас на ВАЗе, называется «Лада 4х4». То есть он купил или «Шевроле Ниву», или «Ладу 4х4», или «Ниву», но выпущенную до 2002 года.
- Наверное, премьер-министр не вникал в такие тонкости. Зачем ему знать, что «Нива» это уже не «Нива»?
- Но его могли поправить те, кто в курсе. В связи с этим у меня еще вопросы: какую «Ниву» купил Путин? Какого года выпуска и по какой цене? Когда АВТОВАЗ вернет бренд «Нива»? Почему бы не воспользоваться кризисом, не выкупить у готовящегося к банкротству «GM» нашу долю в совместном предприятии? А потом купить руководителям  «GM-АВТОВАЗ» билет на самолет за счет СП, попрощаться и отправить их обратно в Детройт. 
Не надо лезть в класс «С»
- Задаю очередной вопрос руководству ВАЗа. Каков истинный убыток предприятия за 2008 год? Я акционер, но точной суммы  не знаю. Было произведено 801563 автомобиля. Выручка вроде бы составила 160 миллиардов рублей. То есть получается, что мы установили рекорд по производству, и это притом, что декабрь завод работал не в полную силу. Согласно справочнику «Автомобильный рынок России-2009», продано было 640 тысяч автомобилей. Это только на внутреннем рынке. А ведь мы еще много тысяч продали на экспорт. Если мы столько продали, то где деньги? На что их потратили?
- Правда ли, что экспорт автомобилей считается убыточным для завода?
- Да, но дело в том, что до 1998 года для нас поставка машин на экспорт была важна с точки зрения получения истинной оценки качества. Сейчас же, когда российский рынок заполонен иномарками, отправка машин на экспорт больно бьет по карману предприятия.
- В планах завода значится производство автомобиля класса «С». Ваше отношение к этому?
- Не надо в ближайшие годы обещать и тратить деньги на организацию поточно-массового производства автомобиля класса «С», где мы уже продаем «Приору». Здесь нам ничего не светит. Наши классы -- это «А» («Ока») и «В» («Калина»), где конкурентов меньше. Можно делать  «С» и «D», но в опытно-промышленном производстве, обладающем мощностями выпуска до 40 тысяч машин в год. Нет внятных ответов от руководства, есть ли какой-то бизнес-план по производству автомобиля «ВАЗ-2116» (класс «С»). По моему мнению, этот автомобиль в ближайшие пять лет будет мало востребован на российском рынке. То есть при вложении сумасшедших средств эффект окажется маленьким и обострится внутренняя конкуренция.
- Ваше мнение по поводу недавнего партнерского соглашения с «Рено»? Мы собрались делать автомобиль на базе «Логана». Нужно ли нам это и где его будут делать, на ваш взгляд? Не в цехе ли «Калины»?
- На ВАЗе был приказ, подписанный Артяковым, согласно которому производство «Калины» должны были перевести на одну из линий главного конвейера. Ветераны ВАЗа забеспокоились. Делать этого нельзя, иначе мы просто потеряем «Калину». Слава богу, потом руководство одумалось. Если уж очень хочется делать «Логан», то выкупите «GM-АВТОВАЗ» или делайте его на заводе в Ижевске.
Подорвано доверие дилеров
- В этом году Волжский автозавод отметит маленький юбилей - 40 лет фирменному автосервису. Вы в свое время много сил вложили в его развитие…
- Да, юбилей будет 25 сентября. Проработал я там много лет. С первых дней создания фирменный автосервис находился под пристальным вниманием и руководства завода, и Минавтопрома СССР, и каждого автолюбителя. В связи с этим меня очень поразили и огорчили слова нынешнего президента ВАЗа Алешина о том, что фирменный автосервис - это непрофильный актив. Я аж вздрогнул, когда об этом услышал, ведь в непростых нынешних условиях главное - не произвести продукт и не продать его, а завоевать и сохранить клиента. Я считаю, что одна из причин нынешних бед ВАЗа - именно разрушение целостной системы фирменного автосервиса. Поменяли сильнейших директоров автоцентров - Александра Аверина в Нижнем Новгороде, Анатолия Бартенева в Екатеринбурге. Фактически разваливается автосервис в Волгограде, который раньше возглавлял Юрий Климов. Таких перемен десятки. Зачем менять коней на переправе? Все эти люди могли бы и сейчас обеспечивать продажи и поддерживать связь с потребителем. Однако большинство из них заменили бывшими военными с «Рособоронэкспорта». Это либо родственники нынешних менеджеров ВАЗа, либо друзья.  Хорошо еще, что менеджмент не лезет в дело производства автомобилей, не устраивает там кадровые перестановки. Спасибо им за это. Если такое произойдет, то завод через год-два может остановиться. А вот экономический блок, научно-технический центр и, самое главное, дилерскую сеть они зря потревожили. Последствия негативные.
- К чему может привести деградация фирменной сети?
- Это великая опасность. И совету директоров АВТОВАЗа и французам нужно обратить на это серьезное внимание. Сегодня руководитель этого блока пока не готов к рациональному управлению. Нет опыта, достаточных знаний, а хорошие родственные связи не заменят профессионализм. Вот пример. Вы помните акцию в прошлом году: «Калина» на 15 тысяч дешевле»? Акция умная, но ее исполнение принесло не только прибыль. Во-первых, сколько денег было потрачено на рекламную кампанию (кстати, всего в 2008 году на рекламу ушло 1582 миллиона рублей)? По информации из моих источников, если бы мы не устраивали рекламную кампанию, а отдали эти деньги на снижение цены, наши «Лады» разлетелись бы, как горячие пирожки. Во-вторых, в договорах с дилерами было указано, что в течение 10 дней с момента сдачи отчета по продаже они получат премию для компенсации своих затрат. Сейчас ВАЗ рассчитывается с дилерами по этой акции только за октябрь. То есть дилеры не получили компенсацию за 7 месяцев. Кстати, недавно началась новая акция: «Автомобили 2008 года выпуска со скидкой». Дилеры молча «саботируют» эту идею, потому что не верят старшему вице-президенту по продажам и маркетингу Алексею Криворучко. Не верят потому, что с ними не рассчитались за прошлую акцию. А на что им жить?
- В общем, доверие дилеров подорвано…
- Да. Зато в Москве функционируют «дочки» АВТОВАЗа, на содержание которых тратятся огромные средства. Чем они занимаются? Какую прибыль наносят? Дополнительно к московскому представительству там ж, в столице, был создан холдинг «Лада-сервис». Он был и раньше в Тольятти, но дилерской сетью управлял только в странах СНГ. Кстати, гендиректоры некоторых автоцентров, входящих в холдинг, не являются членами совета директоров своих предприятий. Например, в Ростове-на-Дону, в Тюмени и так далее. Так вот, по договору, который холдинг «Лада-сервис» подписал с дилерами, последние должны ежегодно перечислять один процент от денежного оборота. А это путь к убыточности. Так и произошло. Сейчас почти все дилеры на грани банкротства.
- Все? Включая «Автоцентр-Тольятти-ВАЗ»?
- Это отдельный разговор. «Автоцентр-Тольятти-ВАЗ» должен был непрерывно продавать автомобили вазовцам. По факту же продажа машин работникам завода в 2009 году началась только в середине марта, а клиенты начали получать машины только в 20-х числах марта. То есть 2,5 месяца не продавались автомобили. И это в тот момент, когда у завода финансовые проблемы, а люди бегали с пачками купюр и говорили: «Ну вот же деньги, продайте!» В связи с этим у меня вопрос к генеральному секретарю АВТОВАЗа Ольге Владленовне Анчишкиной, которой было поручено кураторство этой проблемы. Почему так долго разрабатывались эти бюрократические схемы, продолжались обвинения автоцентра в том, что он не рассчитался с заводом за ранее проданные автомобили? Ну так вы примите решение. Либо смените директора, либо разрешите продавать, но под жестким контролем. Откуда у автоцентра будут деньги, если он не торгует? Так почему же генсекретарь «тянула резину», а ведь у нее зарплата в несколько раз больше чем у президента России.
- Кстати, о деньгах. На днях депутат Госдумы Анатолий Иванов предложил до 4 миллионов рублей в год ограничить зарплаты топ-менеджеров организаций, получивших государственную поддержку. Вы согласны с парламентарием?
- Целиком и полностью поддерживаю. Я знаком с Анатолием Семеновичем и даже критиковал его неоднократно. Так вот, я надеюсь, что его инициативу поддержит Госдума, потому что в сегодняшних условиях разрыв между элитой и народом продолжает расти. А это приводит к революционной ситуации.
Тимур КАЛИНИН
P.S. Юрий Кузьмич очень надеется, что руководство ВАЗа сможет ответить на все заданные в рамках интервью вопросы, тем более что интересуют они не только его, но и многих других акционеров завода.

Цитата
Можно предположить, что группы населения, связанные с различными формами бизнеса, будут во все большей степени (с учетом более высокого качества и надежности) ориентироваться на приобретение импортных автомобилей. И только автомобилизация основной массы населения страны со скромными доходами может обеспечить сохранение массового производства отечественных легковых автомобилей при условии, что цены на них будут иметь значительный разрыв с ценами иномарок.
Виктор Поляков (24 мая 2004 года)

 

Просмотров : 7071
 
Погода в Тольятти
Сегодня
вечер 17...19, ветер 0 м/с
ночь 15...17, ветер 4 м/с
Завтра
утро 17...19, ветер 6 м/с
день 21...23, ветер 7 м/с