(16+) Николай Голощапов: по ту сторону… фотографии
Истоки
(16+) Николай Голощапов: по ту сторону… фотографии
Cкончался Николай Голощапов, светлый, талантливый, тонкий и добрый человек… Фотохудожник, мастер пейзажа и замечательного психологического портрета. Теперь он стал историей нашего города.

Кошка для музыкальной школы

Для всех друзей, хорошо знающих, любящих и уважающих Николая Григорьевича, его смерть стала настоящим шоком. В нее просто невозможно поверить, ведь он с юных лет занимался спортом, в свое время был чемпионом Бухары по боксу среди юношей, чемпионом города по плаванию в вольном стиле. Спорт проходил канвой через всю его жизнь. Он много ходил пешком, делал зарядку, обливался по утрам ледяной водой, летом каждый день плавал.
И был достаточно жизнерадостным человеком. Радовался новым знакомствам, общению с интересными людьми – его работа этому способствовала. Страстно любил природу, рыбалку, изящных и умных женщин, вкусную восточную кухню. Песни в исполнении Эммы Чаплин, Лары Фабиан, Эллы Фицджеральд, Луи Армстронга и красиво снятое кино.
Всегда мечтал жить в доме, где из окна виден безлюдный пейзаж, а воздух –  чистый и умиротворяющий. Его мечта осуществилась! Утром просыпался, смотрел в окно, а там – безмятежность… Солнце еще не встало, но если видны облака, то знал, что рассвет будет красивым, и могут получиться необычные снимки.
Для него главным было, чтобы рядом находились дорогие ему люди, интересная работа, любимая собака Гильза. Очень любил кошек и считал, что, если в доме живет кошка, не нужны никакие статуэтки или картины, она с лихвой заменит все визуальные образы. Страшно горевал, когда умерла его любимая кошечка Люси, живая память о покойной жене.
Эту кошечку однодневным котенком принесла им соседка… с легендой, что завтра уезжает отдыхать, через две недели приедет, заберет... Так киска и прижилась, выросла и даже научилась играть в теннис!
Потом Николай Григорьевич снял видеофильм о Люси. Съемка шла тремя камерами одновременно. Одну камеру к потолку привязал, другую слева от стола поставил, третью – справа. Этот фильм помог повысить успеваемость... в музыкальной школе. Сестра жены преподавала музыку и периодически показывала детям кошачьи прыжки за теннисным мячом. Показывала только прилежным ученикам.

Безделье не люблю!
   
С Николаем Григорьевичем очень интересно было говорить о жизни, непростых проблемах современного мира, коллизиях и драмах нашего бытия, литературе и, конечно, о фотоделе, которому он служил самоотверженно.
Фотограф – это человек, умеющий останавливать лучшие моменты жизни, тот, который всегда находится «по ту сторону» фотографии. Многие хотят знать, что таится в душе художника, когда щелкает затвор его аппарата. Потому что всегда тянет хотя бы на секунду заглянуть в душу того, кто создает настоящие шедевры, и узнать, откуда мэтры фотоискусства черпают вдохновение, как становятся высококлассными мастерами.
Профессиональный фотограф, лауреат второго всесоюзного фестиваля народного творчества, Николай Голощапов был самым удивительным и неповторимым читателем нашей библиотеки. Он фотографировал людей – поэтов, прозаиков, читателей – участников наших литературных вечеров, снимал концерты и монтировал отличные документальные фильмы.
С ним вообще говорить можно было о чем угодно! Без всяких подтекстов. И говорить то, что думаешь, не боясь быть смешной и непонятой. Просто беседовать тет-а-тет обо всем на свете. На трудные вопросы он умел ответить умно, часто ответы его были неожиданны и парадоксальны, но всегда интересны и сдобрены весомой долей юмора. Доброта и ум светились в его искрящихся, чуть тронутых хитринкой глазах.
Уже при первой встрече впечатляли высокая стройная фигура, свободный размашистый шаг и олимпийское спокойствие. Он весь был заряжен на созидание и свято верил в магию фотографии. Рядом с ним даже у очень нервных людей восстанавливалось чувство равновесия. А у женщин в его присутствии появлялся стимул быть успешной и хорошо выглядеть. Стимул, чтобы быть счастливой, всем своим знакомым на радость. И пусть хотя бы только на фотографиях!
Николай Григорьевич с уважением и искренним интересом относился к любому человеку, которого снимал. Может быть, поэтому уже при первом контакте с ним даже у совершенно незнакомых людей возникало чувство доверия и симпатии. А еще его, как настоящего друга, всегда можно было позвать на помощь, не боясь прослыть слабой и несчастной.

От Бухары до Подстепок

Родился Николай Григорьевич в Бухаре (Узбекистан). Как все, окончил школу, потом педагогический институт физкультуры, отслужил в армии в городе Мары (Туркменистан). По окончании службы женился на прекрасной женщине Людмиле. Работал начальником спасательной станции на озере Комсомольск и тренером по плаванию. В Бухаре родились дети, сейчас они – две дочери и сын – уже взрослые, есть внуки.
А в начале семейной жизни жили трудно. Чтобы как-то прокормить, одеть-обуть себя, жену и детей, пришлось переехать в Зарафшан – 30-тысячный город золотодобытчиков. Он славился московским обеспечением, и жизнь постепенно налаживалась. Нашлась работа инструктора физкультуры в отделе рабочего снабжения.
В 80-х годах в радиусе 200 км от города была сплошная пустыня, взгляд задерживался только на невысоких горах Тамдытау. С наступлением весны в те годы, когда шли обильные дожди и в пустыне зацветали красные тюльпаны, жителей в городе почти не оставалось: все выходные и отпуска люди проводили на природе, играя в футбол, волейбол, любуясь неземной красотой распустившихся цветов.
Еще в школьные годы старший брат Юрий подарил Николаю фотоаппарат «Смена». Вот с этой техникой и приобретались первые навыки фотодела, тогда же был открыт и главный секрет успеха – снимать с радостью и удовольствием, черпать вдохновение в путешествиях.
В Зарафшане Николай Григорьевич фотографировал детей, животных, природу, а также приезжавших на гастроли артистов, киноактеров, певцов: Лайму Вайкуле, Владимира Высоцкого, Яака Иолуа, Вячеслава Тихонова, Евгения Моргунова, Александра Маслякова, Спартака Мишулина. Фойе единственного в городе дворца культуры полностью было завешано его фотографиями, а сам мастер награжден медалью лауреата второго всесоюзного фестиваля народного творчества.
В 1994 году вместе с семьей Николай Григорьевич переехал в Самарскую область. Жил в поселке Пискалы Ставропольского района, в местной школе преподавал географию, основы безопасности жизнедеятельности. Вел кружки фото, настольного тенниса и шахмат.
Переехав в Тольятти, работал фотокорреспондентом одной из газет, а позже – видеооператором на телевидении. Снимал дорожно-транспортные происшествия для передачи «Дорожный патруль».
Выход на пенсию совпал с переездом в коттеджный поселок Подстепки, а приобретение нового цифрового фотоаппарата вдохнуло в творческую жизнь Николая Голощапова свежую струю.
   
Путь в 10 лет

Талант либо заложен природой, либо его нет вообще. Ремесло фотографа не только дарит визуальную картинку прекрасного, но и помогает людям увидеть себя со стороны. В связи с этим в первую же встречу я спросила у Николая Григорьевича, где учат на фотографа, или, может быть, желающие постигают эту науку сами?
Он ответил так:
– Основы фотографии и работы я осваивал сам по книгам и многочисленным урокам на интернет-ресурсах, по журналам. Я читаю постоянно, у меня дома своя большая библиотека книг и журналов по фотоделу. Для начинающих хороши «Секреты мастерства» Ефремова, «Ступени мастерства» Мураховского, книги Ли Фроста, для более продвинутых – Килпатрика, Дыко, Маргулиса, Монте Цукера…
Отечественных школ фотографии сейчас очень много, каждый мало-мальски подросший фотограф стремится открыть свою студию. В основном это школы начального уровня, для любителей, где преподают самые основы фотографии. Конечно, они полезны, но не стоит идти в школу к кому попало, не мешает предварительно ознакомиться с автором занятий, посмотреть отзывы о нем, его работы и программу. Всякая школа полезна, если она обучает грамотно и не ограничивается сухим выкладыванием учебного материала.
Мой путь от любителя до профессионала занял 10 лет. Мне думается, что если бы родители не жалели для своих детей денег на фотоаппаратуру и курсы, то потом значительно меньше сталкивались бы с их возрастными проблемами, например, подростковой наркоманией.
Фотограф должен знать технику, с которой работает, графическое редактирование, законы композиции, психологию общения, прогноз погоды на сегодня и завтра... Нужно постоянно тренироваться, «ловить» интересные кадры и работать на результат, а не на оправдание причин неудачи! Фотографу нужно не только в совершенстве владеть ремеслом, но и уметь мыслить нестандартно. И учиться, учиться и снова учиться.
У меня бывало, что порой совсем не хотелось снимать – все мы люди. Но в процессе съемки настрой, как правило, появлялся всегда. Я старался сам себя подбадривать и веселить тех, кого снимал. А вдохновение черпал из работ моих любимых мастеров.        
При желании и умении даже из обычных снимков можно сделать шедевры. Людям приятно, листая альбом, рассматривать качественные фотографии. Интересные идеи помогает воплотить в реальность фотошоп. Каждый фотограф должен в совершенстве владеть компьютерными программами. Некоторые снимки просто нуждаются в компьютерной обработке.  Сфотографированные модели можно дополнить уникальным фоном. Имея достаточный опыт и богатую фантазию, можно выдумать интересные сюжеты.

Ни дня без кадра

У Николая Голощапова был очень ненавязчивый стиль съемки, в меру продуманный, скорее даже спонтанный и еще – эмоциональный и энергичный.  Ему было интересно снимать те события, где от фотографа ничего не зависело, где никто на него не обращал внимания. Подобные съемки, кстати, здорово тренируют умение снимать быстро и качественно.
Я навсегда запомнила способ, которым Николай Григорьевич пользовался, определяя, хорошая получилась фотография или нет. Если человек глянет на фотографию, восхищенно воскликнет: «Ах!», а потом долго будет ее рассматривать – значит, снято качественно. Главная ценность любой фотографии, по мнению мастера, заключается в ее естественности.
При этом Николаю Голощапову нравилось разнообразие. Творческих людей мог снимать бесконечно, ведь им есть что сказать, они не молчат и, в отличие от большинства, зачастую говорят то, что думают. При этом у них постоянно меняется выражение лица. Таких людей любому фотографу снимать всегда очень легко и интересно. И портреты получаются живые, характерные, разные.
В поисках удачного пейзажа Николай Григорьевич всегда ходил и ходил: в разную погоду, в любое время года, утром, вечером! На его взгляд, плохих мест для съемки не было, он не боялся экспериментировать со светом, а день без кадра считал напрасно прожитым. Любил золотую осень, снимал и в дождь, если тот не был ливневым.  
Наверное, ему было грустно и холодно гулять с фотоаппаратом в осеннее межсезонье, когда нет ни листьев, ни снега. Зато летом хорошо было всегда – вода и зеленый фон красивы сами по себе. Зимой наш фотохудожник тоже обожал пройтись по свежему снегу и инею – снимки получались легкими и воздушными.
И последнее. По данным «Левада-Центра», больше половины россиян мечтают уехать за рубеж. Данные печальные. Все большее количество не видит здесь для себя перспективы. Надо или учиться воровать, или всю жизнь сводить концы с концами. При этом нет самого главного – законов, которые защищают граждан своей страны, достойной медицины и образования. И это – на фоне растущих цен на нефть и количества российских миллиардеров.
У Николая Григорьевича трое взрослых детей. Сын живет в Германии, а одна из дочерей – в Италии (туда, кстати, его снимки ездили на знаменитую фотовыставку).
На мои вопросы, понимает ли он тех людей, хоть раз в своей жизни задумавшихся: а не уехать ли от всего нашего российского безобразия, и что его самого держит в России (традиции, былая советская гордость или родные березки), Николай Голощапов ответил так:
– Всю жизнь мечтаю съездить в Германию – сына повидать; в Италию – сфотографировать дочку с внуком, побывать в Риме и Венеции… Но я думаю, что навсегда от себя не уедешь, и пока мое место здесь – где мой дом и могила жены. Где есть дело, которое я очень люблю – в моей противоречивой стране: такой доброй и жестокой, богатой и бедной, такой непонятной и родной…

Светлана РОССИНСКАЯ, главный библиотекарь «Фолианта»
Просмотров : 2051
 
Погода в Тольятти
Сегодня
день 21...23, ветер 9 м/с
вечер 18...20, ветер 0 м/с
Завтра
ночь 13...15, ветер 1 м/с
утро 12...14, ветер 3 м/с