|
Культура
(16+) В живом голосовании победил фарс, в интернетном – Мопассан
Признаюсь: просмотрев все четыре спектакля конкурсной программы 14 фестиваля театра «Дилижанс», я пребывала в недоумении. И испытывала облегчение от того, что не участвую в голосовании.
Тем более интересно было, какой из эскизов постановки будет выбран для доработки и включения в репертуар ТЮЗа. Ведь голосуют зрители – и те, кто молчит, не высказывает свое мнение сразу после показа. Мне, наоборот, удивительны те люди, которые могут это сделать без длительного «пережевывания» и анализа увиденного. Поэтому особенный респект театральным критикам из Санкт-Петербурга. Оксана Кушляева – постоянный рецензент дилижансовских фестивалей, добросовестно отслеживающая и так умно, логично и проницательно комментирующая малейшие нюансы актерской игры и режиссерских трактовок. От нее по привычке ждешь: уж она-то мне всё, наконец, объяснит! Анна Самсоненко впервые участвует в обсуждении эскизов, но удивляет своей эрудированностью, насмотренностью и убедительностью практически не меньше, чем Оксана. Себя, честно говоря, чувствуешь дилетантом после них. Нет, ну и другие зрители – тоже дилетанты! Но именно им дано право выбора. Слушая отзывы о спектаклях, убедилась, что есть хоть частичное родство душ. Под чьими-то словами прямо подписалась бы, а чье-то мнение порой вызывало усмешку, каюсь... Четыре режиссера: две девушки, два парня. И все ставят классику. Девушки ставили, больше придавая значения форме, а содержанием как-то не грузили. Обе – про супружеские отношения. Но вряд ли про любовь, если не считать таковой игру на гендерных ужимках в практических целях. Мужчины ставили именно про любовь, в высоком смысле. И про смерть, с которой любовь, по словам поэта «всегда вдвоем». Поэтому женские спектакли смотрелись легко, без напряжения мыслительных способностей ради решения задачи: «А что хочет мне сказать режиссер?!» Но на выходе приходило: – Э-э, нет! Для «Дилижанса» это слишком просто. Фарс? Водевиль? Ну, этим пусть занимается, как мы привыкли, театр «Колесо»! Про «Колесо» это не я придумала – так из зала сказали. – После таких сложных постановок, – вступилась за коллег режиссер Галина Швецова-Скрипинская, – после Гоголя, Достоевского, Татьяны Толстой актерам нужен «воздух», что-то легкое, чтобы перевести дыхание... Действительно, актерам недостаточно капустников, они же только раз в году. Но в первую очередь ведь нужно думать о зрителях. А вторая часть фестивальных спектаклей для массового зрителя покажется сложной и скучной. Думающий зритель, какого все-таки меньшинство, при этом скажет, точнее сказал: – Спасибо большое, что ставите спектакли, откликающиеся на события реальности, связанные с нашей жизнью... Но, чтобы эту связь с реальностью, эту актуальность увидеть, нужно, во-первых, думать. Во- вторых, быть знакомым с материалом. А кто читал Метерлинка? Оказывается, есть и такие среди зрителей «Дилижанса». – Я всё понял, – сказал молодой человек из зала. При этом режиссер постановки «Смерть Тентажиля» Николай Приставкин оказался такой вещью в себе, отказался объяснять, почему он выбрал именно эту странную, тяжелую, на мой взгляд, пьесу. И мне пришлось полезть в интернет, чтобы тоже задним числом всё понять. Думаю, так же, как тот молодой человек. Хотя при этом другие поняли по-своему. Но тогда это очень скучно: символизм, мистика, романтика. При этом решенные через приемы реалистичного театра, где много слов и мало действия. Об этой ошибке говорила и Оксана Кушляева. – Снимаю шляпу! – примерно так высказал свои впечатления опять же коллега, режиссер Юрий Раменсков постановщику эскиза «Сад» Андрею Крылову. – Так поставить Мопассана, что практически убрать из пьесы автора, – я бы так не смог! Вы читали Мопассана? Это же не Метерлинк, уверена, что многие читали его «Пышку», по мотивам которой сделан эскиз. – Любовь между вражеским офицером и проституткой... Но в новелле этого не было! Там совсем другой финал, конечно, вы помните. А у нас в саду из срубленных за театром настоящих кленов на крутящейся сцене актеры, играющие Пышку и прусского офицера, Ксения Ворожейкина и Павел Зотов предстают такими Адамом и Евой в белье телесного цвета. И яблоко тоже присутствует. – Любовь должна победить смерть и...войну, – тут режиссер не скрывал своих идей и подробно всё комментировал. Он даже про клены рассказал: – Да, они настоящие, но их бы и так срубили по проекту оформления территории возле театра... А мне так жалко их стало, ведь это наши родные клены остролистые, это даже не лох или карагач, инвазивные и занесенные в черную книгу виды! И вот отсюда мое изначальное неприятие спектакля возникло, увы. Но потом, особенно после подробных разъяснений Оксаны Кушляевой, я все-таки оценила глубину режиссёрской задумки. – Существующая иерархия между аристократией и девушкой легкого поведения легко нарушается, когда этой аристократии требуется жертва. Сами эти люди на жертву не пойдут, конечно. Пока им нужен кто-то, кто пожертвует собой ради их интересов, они его станут якобы считать равным себе и даже посадят в центр стола. Мы это и в реальной жизни наблюдаем... Мне очень понравилась песня «Сплина», звучащая в начале эскиза. Наверное, она хорошо известна поклонникам группы, я ее услышала впервые: – Но я не боюсь смерти, потому что я и есть смерть... И не очень понравилось, что в финале подвыпивший прусский офицер, бряцая как попало на гитаре, в этой песне заменяет слово «смерть» на слово «любовь». Не в лад и по смыслу притянуто. А лучшим эскизом, по мнению многих, в том числе меня, стала внеконкурсная работа Екатерины Зубаревой «Муму». Актриса и режиссер «Дилижанса», как рассказал его худрук и основатель фестивального проекта Виктор Мартынов, изначально участвовала в конкурсах: – Но Катины работы стали побеждать ежегодно. Тогда мы предложили просто брать ее постановки сразу в репертуар, а не перекрывать возможности другим участникам. Катю это не устроило: ей нужны были обсуждения, обратная связь. Правда, у профессиональных критиков нашлось, что, простите за тавтологию, покритиковать. Их замечания, если кратко, касались некоторого несоответствия лубочно-залихватской формы и трагичного содержания. Но как бы ни забавны были кукольные уточки, как ни весело плясали Муму с Герасимом в исполнении супругов Петра и Екатерины Зубаревых... Были те, кто прослезился над знакомой с детства судьбой хвостатой горемыки. И те, кто не прослезился, о чем и сообщили даже с гордостью вроде. И еще. Если бы спектакль «Муму» был конкурсным, мне кажется, в номинации «лучшая актриса» опять бы победила Зубарева. Так неподражаемо натуральна, мила и преданна была ее героиня – собачка. Наконец, итоги. На этот раз в специальной номинации отмечен актерский дуэт Яны Еприкян и Александра Кудрявкина, который так порадовал зрителей в постановке «Три фарса из одного циркового фургончика». Об этой постановке писал «Вольный город» в прошлом номере. И, забегая вперед, скажем: именно этот эскиз набрал максимальное количество баллов по итогам зрительского голосования. Значит, мы увидим, как обещала режиссер Мария Критская, в доработанной для репертуара версии все три фарса, а не два, как в эскизном варианте. Посмеемся над супружескими баталиями, средневековыми, но актуальными... Немного меньше баллов набрал эскиз «Провинциалка» режиссера Анны Климовой, тот самый водевиль, что слишком прост для «Дилижанса», а зрителям – ничего, зашел. Мне было довольно забавно слушать, как некоторые всерьез обсуждали «аморальность» попытки героини Ирины Храмковой выбраться в столицу путем охмурения весьма сомнительного графа (Петр Зубарев). Также забавно было, что все – и зрители, и критики – упорно твердили, что героиня рвется в Москву. Тогда как Тургенев написал пьесу в 1851 году, и столицей уже почти полтора столетия был Санкт-Петербург... Но в этом спектакле, безусловно, блистал комическим талантом Олег Андюшкин, исполнявший роль незадачливого супруга кокетливой провинциалки. За нее, а также за роль рыцаря Агловаля в «Смерти Тентажиля» – яркую, столь же трагичную, сколь и комичную – актер назван лучшим по итогам зрительского голосования. Его партнерша по водевилю Ирина Храмкова названа одной из лучших актрис. И тоже за две роли – плюсом еще роль монахини в эскизе «Сад». Второй номинанткой в этой категории зрители выбрали Анастасию Мещерякову за роль графини де Бревиль в постановке «Сад». И она же, эта смелая интерпретация Мопассана, стала победителем альтернативного интернет-голосования. На фестивале была Надежда БИКУЛОВА P.S. Основным партнером и спонсором популярного театрального фестиваля выступил «Тольяттиазот». Просмотров : 206
|
Погода в Тольятти
ночь 5...7, ветер 1 м/с утро 13...15, ветер 2 м/с день 18...20, ветер 3 м/с вечер 13...15, ветер 0 м/с |