Общество
Великие дни и Светлое Христово Воскресение

Сегодня  Страстная пятница -- самый тяжелый и скорбный день Великого поста. Но впереди Светлое Христово Воскресенье, день, когда ликует все живое. О значении великих дней, предшествующих Пасхе, и о самом светлом празднике рассказывает священник Свято-Тихоновского храма отец Вячеслав Караулов.
-- Отец Вячеслав, как говорится, Воскресению Христову радуются все, постившиеся и непостившиеся. Накануне же все вспоминают о муках Христа, которые он принял во имя людей. Даже времена воинствующего атеизма не смогли победить веру людей. Почему так велико значение этих дней?
-- Надо всегда помнить о том, что Господь шел на муки сознательно, так как без страданий не было бы спасения всего человечества. Ведь в начале времен Бог сотворил человека для блаженства, счастья, вечности, и смерти не было. Если бы люди не совершили грехопадения, то был бы рай. Но по наущению дьявола люди решили нарушить заповедь Божию, встать на место самого Бога. Дьявол обещал им: вкусите от древа познания -- и станете как боги. Человек нарушил слово Божие, решил познавать добро и зло уже на других началах, не на божественных. Тем самым люди отказались от Бога, и связь неразрывная разорвалась, человек оказался во власти темных демонских сил. Человек уже не мог быть с Богом, нарушив волю Творца. Смерть, зло, страдания, болезни вошли в род человеческий. Казалось бы, это означает гибельи катастрофу. Но Бог милостив и не хочет погибели человечества. Сразу же после грехопадения он дал обет падшим людям, что придет время, когда родится Спаситель мира. Шли тысячелетия, и пророки предсказывали это событие, а оно все не происходило. Очевидно, не было еще у человечества той жены, от которой должен был родиться Сын Божий. Если бы Бог насильно спасал людей, то, по сути, нарушалась бы свободная воля. В таком случае человек становился бы неким роботом или, как сейчас говорят, киборгом. В то же время человек сам не может себя спасти, это не в его силах. Поэтому и понадобилось высшее существо -- Богочеловек. Само слово «религия» означает «восстановление прерванной связи». Мы знаем, что Святая Троица -- это Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой. Потребовалось, чтобы второе лицо Святой Троицы, будучи Богом, являлось и человеком. Поэтому и рождается Сын Божий от Пресвятой Девы Марии. И становится Богочеловеком -- во всем подобным нам, кроме греха. Но для спасения человечества требовалось принести жертву.
В древности приносили в жертву непорочных агнцев. Но это были жертвы, которые не могли восстановить связь человека с Богом. Вот Сын человеческий и должен был пожертвовать собой, чтобы спасти род человеческий, начиная от Адама и кончая нашими грядущими потомками, взяв на себя грехи всего мира. Сам-то Христос был безгрешен и страдал за грехи других. Ведь люди мучаются, болеют, страдают за свои грехи. Христос же принес себя в жертву, искупив  страданиями и крестной смертью грехи всего мира. Это случилось в Великую пятницу Страстной седмицы. Мало того, что Господь спас человечество, Он еще и воскресил его, избавив от вечной смерти. Он воскрес на Пасху, дав нам понять, что рано или поздно мы все тоже воскреснем. Мы умираем, душа разлучается с телом, но это лишь временное состояние. Душа расстается с телом для того, чтобы потом вновь соединиться с ним. Но это лишь при условии, что мы будем жить в земной жизни с Богом. А если мы игнорируем Бога, живем не по законам божеским, значит, и останемся вдали от него во тьме кромешной. За нами выбор: идти к Богу или служить дьяволу.
-- На Пасху мы вновь переживаем те далекие события, сами становимся их участниками. Но светлой радости Христова Воскресения предшествуют события трагические, когда от него отвернулись даже близкие Его ученики...
-- После того как Иуда предал Христа, Его взяли под стражу и повели к первосвященнику. И случилось так, что все апостолы в страхе разбежались. Он один был ведом на судилище. И вечером в четверг Его привели в дом первосвященника, где состоялся неправедный суд. Решили первосвященники судить его под покровом ночи. Здесь невольно возникает ассоциация с «тройками», трибуналами, судившими людей в сталинские времена. Там тоже темные дела вершились ночью, и сразу приговор приводился в исполнение. Неправедные судьи собрались и осудили Спасителя на смерть. В это время и апостол Петр вошел во двор первосвященника. А до этого Господь говорил ученикам своим: «Все вы покинете меня». А Петр, бия себя в грудь, уверял: «Все отрекутся, только не я». Христос же говорил ему: «Прежде чем пропоет петух, ты трижды отречешься от меня».
Во дворе первосвященника Петр подошел к костру, где грелись слуги и воины, и одна служанка спросила его: «Не ты ли был с Иисусом?» На что Петр отвечал: «Знать не знаю его». Один из рабов, присмотревшись к Петру, повторил тот же вопрос. И тот вновь ответил отрицательно. Третий раз он тоже опроверг свое знакомство с Христом. В это время пропел петух, и Петр обернулся. Стража выводила Спасителя. Такова природа и немощь человеческая, и Господь не осудил Петра, который потом раскаялся. Не каждому дано превозмочь слабость, свойственную человеку. Недаром люди чтят тех, кто совершает подвиги во имя других, -- это уже сверхдеяние. Поэтому Евангелие -- вечная книга, и каждый может узнать себя в том или ином деянии, эпизоде, описанном там.
Конечно, самый страшный день -- Великая пятница. В этот день у нас литургии нет. Ведь литургия -- это нечто радостное, а здесь царит тишина. В этот день Спасителя предали страшным мучениям, издевались, пытали, глумились. Затем распяли. А распятие -- самая страшная казнь, изощренная. Представить только: в жару на кресте распят человек. Ноги и руки прибиты гвоздями к Кресту. Человек мучается от жары, птицы его клюют. Пытаясь вздохнуть, чтобы не умереть от удушья, человек старается приподняться, но рвет себе тело. Получается, что и пытать его специально не надо, он себя сам пытает. К тому же это казнь позорная, все видят мучения человека. Именно такой казни и был предан Сын человеческий. В храмах в этот день тишина. Богослужение идет, но торжественно-печальное. Выносится плащаница, где изображено тело Спасителя, и крестным ходом мы обходим вокруг храма вечером с торжественными песнопениями. Мы оплакиваем страдания и смерть Спасителя.
Наступает Великая суббота. Такой день можно считать промежуточным. Нет еще полной радости, но все же уже полегче. Наступает некое умиротворение. День этот кажется мне, выражаясь образно, окрашенным в бледно-розовый цвет. Можно выразиться здесь словами поэта: «Печаль моя светла». Понятно, что для апостолов он был трагедией: Спаситель умер. Погребли Его в Великую субботу, в склепе, во гробе, бездыханного. Его сподвижники -- а были у Него и богатые почитатели Никодим и Иосиф -- умастили тело Спасителя благовонным елеем, завернули в плащаницу и положили во гроб. Но мы счастливее апостолов, потому что знаем: пройдет несколько часов, и Христос воскреснет. И мы будем прославлять Спасителя, восклицая:
-- Христос воскресе! Воистину воскресе!
И вот наступает Светлое Христово Воскресение. Как сказано, праздников праздник и торжество из торжеств. Об этом празднике можно много говорить. Но лучше один раз увидеть, чем тысячу раз услышать. Поэтому мое пожелание ко всем  горожанам: прийти в этот день в храм. Чтобы самим увидеть все великолепие православного богослужения. Почувствовать всю пасхальную радость, пронизывающую сердца наши и души. Кончается пост, мы радуемся Воскресению Христову. Обычно и сама природа радуется Пасхе в этот день. Даже во времена богоборчества вера не умирала в душах людей. Вспоминается один интересный эпизод из истории прошлого столетия.
 В свое время после революции устраивали в Санкт-Петербурге диспуты между верующими и неверующими. В то время главой верующих был священник, ректор Московской богословской академии Александр Введенский. А ему противостоял нарком просвещения Анатолий Луначарский. Введенский отстаивал православную точку зрения, а Анатолий Васильевич, соответственно, -- атеистическую. Как-то раз сошлись на диспут в пасхальные дни в одном из дворцов культуры. Посыпались, как обычно  в споре, аргументы с обеих сторон. Введенский сказал Луначарскому:
-- Я вам докажу, что Бог есть.
-- Каким образом? -- осведомился тот.
Надо отметить, что на диспуте присутствовали не безграмотные крестьяне, а по большей части интеллигенция. Введенский обратился к залу, громогласно воскликнув:
-- Христос воскрес!
Все, как один человек, вскочили и крикнули:
-- Воистину воскрес!
-- Вот вам и свидетельство, -- заключил Введенский.
Ольга ТАРАСОВА

Просмотров : 1494
 
Погода в Тольятти
Сегодня
день 11...13, ветер 6 м/с
вечер 9...11, ветер 7 м/с
Завтра
ночь 9...11, ветер 6 м/с
утро 9...11, ветер 4 м/с