Бизнес
Чтобы нас в Европе знали, Илца с Бушеном позвали

Теоретически, расположенные в Самарской области заводы автокомпонентов  могут в ближайшие годы начать поставку продукции в страны Европы. Во всяком случае, побывавшие на днях в Тольятти представители автомобильного кластера Словении всерьез рассчитывают заняться конкурентоспособностью наших предприятий.
В проекте помимо словенцев принимают участие организация ЮНИДО и правительство Самарской области. Чтобы лучше понять, чего от нас хотят гости из Европы (и самое главное, каков их экономический интерес), мы отправились в мэрию на встречу иностранной делегации с первыми лицами города. Впрочем, ни градоначальник Анатолий Пушков, ни представители АВТОВАЗа участия в беседе не принимали.
- Вокруг ВАЗа сосредоточено более 200 предприятий, связанных с производством автокомпонентов, - с помощью переводчика донес до гостей первый заместитель мэра Вадим Кирпичников. - Мы понимаем, что находимся на начальной стадии того автокластера, который есть в Словении, но готовы с вами выходить на новый уровень.
В ответ эксперт по развитию промышленности ЮНИДО Наташа Вейзерт сказала, что организация, которую она представляет, занимается развитием автомобильных кластеров в Индии, Сербии, а сейчас и в Самарской области. Сейчас идет первый этап - подбор предприятий, которые войдут в данный проект (претендентов немало - «Мотор-Супер», «АВТОВАЗагрегат», «ВАЗинтерсервис» и так далее). Всем им отправлены анкеты, и сейчас ЮНИДО ожидает ответа.
Встреча проходила в формате «вопрос-ответ». Президент торгово-промышленной палаты Тольятти Владимир Жуков, в частности, поинтересовался историей создания автомобильного кластера в Словении. Отвечать вызвался директор этого самого кластера Душан Бушен:
- Все началось в 1999 году. Помогло правительство страны, профинансировавшее 40 процентов наших затрат. Сейчас помощь уже не нужна. Примерно 20 процентов бюджета составляют взносы от членов кластера, а 80 процентов - проектная деятельность. К примеру, 7 миллионов евро принесла разработка проекта научно-исследовательского центра.
Чтобы подчеркнуть значимость, господин Бушен подчеркнул, что 80 процентов продукции идет на экспорт в объеме более чем 3 миллиарда евро и что сейчас фактически каждый автомобиль, выпускаемый в Западной Европе, оснащен деталями предприятий, входящих в словенский кластер.
Исполняющую обязанности ректора ТГУ Ольгу Лышову, прежде всего, интересовало, как кластер взаимодействует с высшими учебными заведениями Словении? Бушен ответил, что они сотрудничают с инженерными факультетами университетов Любляны и Марибора, предоставляя студентам возможность проходить практику на предприятиях. Позже Лышова сказала, что обязательно наведет справки об университете Любляны.
Естественно, не могли участники встречи обойти стороной мировой финансовый кризис. Вадим Кирпичников поведал гостям о недавнем визите в Тольятти Владимира Путина и о тех беспрецедентных мерах, которые государство предпринимает для спасения автопрома. А как словенцы видят выход из кризиса?
- Кризис чистит экономику, - ответил международный эксперт ЮНИДО Алеш Илц. - Работать сейчас нужно еще лучше. Правительство Словении выделило на поддержку предприятий 1,3 миллиарда евро и материально компенсировало сокращение рабочей недели с 40 до 32 часов.
Встреча продолжалась около часа. Стороны мило общались, улыбались друг другу. Алеш Илц, в частности, попросил Кирпичникова найти в Тольятти офис для постоянной работы  экспертов ЮНИДО. Первый заместитель мэра обещал помочь и еще раз выразил заинтересованность в партнерстве.
Единственное, что мне так и не удалось понять, каков экономический интерес словенцев в партнерстве? Пришлось обратиться за комментариями к одному из экспертов проекта, гендиректору Поволжского отделения Российской инженерной академии Юрию Михееву.
- Интерес прагматичен и понятен, - ответил он. - Словенская сторона через этот проект хотела бы установить партнерство (например, с АВТОВАЗом), чтобы выйти на наш рынок путем создания, к примеру, совместных предприятий. Зарубежные компании ищут более дешевых поставщиков на зарубежных рынках - в России, Китае. Но чтобы продукция этих стран соответствовала требованиям по качеству, нужно внедрять новые технологии, в том числе и управленческие. Основная задача, которая стоит перед нашими поставщиками, - уменьшение затрат и повышение качества. И здесь на первый план выходят управленческие технологии. К примеру, «Тойота» работает не на самом современном оборудовании, но за счет эффективного управления достигает очень высоких показателей. 
Андрей ЛИПОВ
 

Для справки
ЮНИДО - организация при ООН, оказывающая содействие в индустриализации развивающихся стран. Насчитывает 137 государств. Основные направления деятельности - борьба с бедностью, организация рабочих мест, охрана окружающей среды.
Кластер - сконцентрированная на одной территории группа компаний, дополняющих и усиливающих конкурентоспособность друг друга. Преимущества кластера - дешевизна и быстрые сроки поставки необходимого товара в силу географической близости фирм, возможность получать большую прибыль от распределения затрат на поддержание и развитие общих для нескольких компаний ресурсов, а также постоянный обмен опытом.


 

Просмотров : 1978
 
Погода в Тольятти
Сегодня
вечер -3...-5, ветер 5 м/с
ночь -7...-9, ветер 4 м/с
Завтра
утро -8...-10, ветер 4 м/с
день -6...-8, ветер 3 м/с