Культура
(16+) Три спектакля, режиссера, эпохи
2014-й год неспроста объявлен в стране годом культуры. Месяц назад на презентации этого события в ДЦ «Буревестник» депутаты напрямую связали тематику года с юбилеем великого русского поэта Михаила Лермонтова. Их интересовало, как будет отражено двухсотлетие гения в культурных мероприятиях Тольятти. Директор драмтеатра  Янина Незванкина в ответ сообщила, что «Колесо» никак не пройдет мимо двух других значимых юбилеев – 450-летия Уильяма Шекспира и 120-летия Михаила Зощенко. Лермонтов пьес не писал, увы. Так что о нем обязательно к октябрю поговорим, а пока – о театральных премьерах.
Рассказать о них журналистам пришли сразу три режиссера, и каждый поведал, чем порадует зрителя, да и себя самого. Итак, Карен Нерсисян – ведущий московский режиссер, уже знакомый тольяттинцам. В прошлом году великолепно поставил на сцене «Колеса» чеховскую «Чайку». И остался верен классике в лице двух самых популярных для всех времен и народов драматургов. А кто не меньше Чехова ставится? Конечно, Уильям наш Шекспир! «Сон в летнюю ночь» – самая короткая, по словам Карена Юрьевича, пьеса, но она насыщена множеством событий и персонажей. В спектакле задействовано 19 актеров, репетиции идут полным ходом, декорации и сценографию делает московская художница Ольга Лагеда. Премьера уже 27 марта – в день театра.
– Я очень люблю этот праздник, – признался Нерсисян, – сразу после него начинается настоящая весна. Я надеюсь, после премьеры весна придет и в наши сердца…
Спектакль, что называется, для взрослых.
– В нем много любви, но не подумайте, пошлости нет. Спектакль будет красивый, но не из тех, что утопают в бархате и рюшах и называются костюмными. В шекспировском театре «Глобус» актеры не одевались в костюмы, которые точно соответствуют стилистике эпохи, они одевались так, как им подсказывал смысл роли. И сам Шекспир сознательно «путает карты» в пьесе: то заявляет, что действие происходит в Афинах, то вдруг появляются чисто английские мифические персонажи. Уловить историческую правду невозможно, кого-то может это смутить. Но мы играем в такую игру, предлагаемую нам самим Шекспиром, а в этой пьесе ему захотелось пошутить, похулиганить. Сценография спектакля абстрактная, она тоже не воссоздает стиль эпохи, а отсылает нас к Кандинскому, Малевичу…
В общем, подтверждается, что режиссер верен себе: примерно так же, больше в соответствии с характером персонажа, чем с модой того времени, одевались актеры и в его «Чайке». Кстати, спектакль «Сон в летнюю ночь» будет идти в качестве эксперимента с синхронным переводом – для зрителей-иностранцев зарезервирован один ряд в партере. Эксперимент, по словам директора Янины Незванкиной, проводится совместно с управлением межрегиональных связей. Если получится удачно – станет традицией. Во всяком случае, для постановок таких интернациональных авторов, как Шекспир.
Вторым заочную презентацию своего спектакля провел режиссер театра «Колесо» Владимир Хрущев. Его премьера состоится в апреле. Это «Скамейка» по пьесе Александра Гельмана:
– В этом замечательном спектакле задействованы всего два актера, свободные от участия в столь масштабном проекте, как «Сон в летнюю ночь». Спектакль камерный, показывающий локальную историю мужчины и женщины, их роли исполняют Олег Погорелец и Елена Барамикова. Тоже, на мой взгляд, тема весенняя, к тому же – вечная, живая, интересная. Пьеса семидесятых годов, осовременивать ее не стали – тот же сотовый телефон повернул бы историю в другую сторону. Музыку подобрали соответствующую, советских годов – ВИА «Синяя птица», «Пламя», из фильмов тех лет. Можно с удовольствием поностальгировать. А вообще любое исследование человека всегда интересно. Мы на репетициях подолгу просто рассуждаем, вспоминаем, когда с кем в жизни случалось что-то подобное…
Михаил Чумаченко – тоже московский режиссер, профессор РАТИ. Он также хорошо знаком тольяттинцам – в «Колесе» работал советником по репертуарной политике. Спектакль, который ставит по произведениям Михаила Зощенко, зрители увидят в самом конце сезона – в июне.
– Это будет водевиль по мотивам нескольких рассказов и кусков автобиографии писателя. Музыку к спектаклю пишет замечательный композитор Алексей Пономарев. Почему именно Зощенко? Дело не только в юбилее. Просто, как оказывается, это очень современный автор. И таких авторов – на все времена, много. Это и Салтыков-Щедрин, и Аверченко. Я не люблю рассказывать о будущем, мои коллеги тоже этого, как мне кажется, успешно избежали. Какие именно рассказы? Не скажу! – отшутился Михаил Чумаченко.
И действительно: рассказывать книгу, фильм, спектакль заранее – дело неблагодарное. А заинтриговать удалось! Подводя итог, Янина Николаевна отметила, что сезон у «Колеса» выдался очень насыщенный. Только в этом году каждый месяц – по премьере, начиная с «Визита дамы» в январе. В феврале впервые попробовали поставить необычный спектакль по стихам поэтов Серебряного века «…И дольше века длится день, и не кончается объятье». А в планах еще гастрольные и фестивальные поездки в Дзержинск и Воронеж, открытие новой сцены – филиала театра в Автозаводском районе. Так что год обещает быть вполне культурным.

Надежда БИКУЛОВА
Просмотров : 1201
 
Погода в Тольятти
Сегодня
вечер 0...2, ветер 3 м/с
ночь -1...1, ветер 3 м/с
Завтра
утро 1...3, ветер 5 м/с
день 2...4, ветер 5 м/с