Бизнес
Чего боятся конкуренты ВАЗа?

На российском автомобильном рынке сложилась интересная и весьма благоприятная для ВАЗа ситуация. Мало того, что объемы продаж увеличиваются, несмотря на постоянный рост цен, так еще и конкуренты демонстрируют откровенную пассивность, не предлагая отечественным покупателям  новых моделей  либо вообще закрывая заводы и тем самым освобождая нишу. 
По итогам прошлого года российский авторынок оказался на высоком пятом месте в Европе по объемам продаж, уступив лишь гораздо более благополучным в экономическом плане Германии, Великобритании, Франции и Италии. Парадоксально, но наши постоянно жалующиеся на нехватку средств соотечественники за год купили 1,8 миллиона машин, из которых примерно три четверти – отнюдь не дешевые иномарки. Причину такого всплеска активности назвать сложно, ведь принципиально новых моделей на рынке не появилось, да и ценники менялись достаточно часто, причем не в сторону уменьшения. Видимо, некоторые россияне устали ждать хорошей жизни и, опасаясь неопределенности в будущем, решили, что откладывать покупку смысла нет, ведь политическая обстановка далека от идеальной и никто не гарантирует стабильности рубля. Есть и другая категория, у которой во все времена все было хорошо. Эти люди покупают не «Лады», а «Ягуары», «Порше», «Вольво» и прочие престижные иномарки. К примеру, «Мерседесов» за год было продано 37 788 штук, «БМВ» – 35 619, а «Лексусов» – 24 312. Как отмечают аналитики агентства «Автостат», премиальный сегмент занимает примерно 9 процентов рынка, что выражается в 151 655 проданных автомобилей. Яркий пример социального расслоения в России, являющегося главной причиной растущего в обществе непонимания.
Судите сами: средневзвешенная цена нового легкового автомобиля в России составляет 1,4 миллиона рублей, а если брать только иномарки, то 1,6 миллиона. То есть внушительный рост продаж (на 13 процентов) показывает всему миру, что, несмотря на санкции и постоянное повышение цен на товары и услуги, деньги у россиян есть. 
Впрочем, можно применить и другую считалку, где за основу берется количество проданных автомобилей на тысячу жителей. Здесь лидирует Люксембург (86 штук), а наша страна лишь 25-я (10), однако из-за того, что по общему числу жителей России в Европе равных пока нет, нам выгоднее тот первый рейтинг, где мы занимаем пятое место. 
Если говорить конкретно о Волжском автозаводе, то всего в 2018 году на отечественном рынке было продано 360 204 автомобиля «Лада» (примерно треть из них – в кредит), что на 16 процентов больше, чем годом ранее. Четыре модели регулярно входят в десятку лучших по продажам в России. Возглавляет рейтинг «Веста» с результатом в 108 364 автомобиля, что на 40 процентов превышает показатели прошлого года. Второе место осталось за «Грантой» (106 325), и лишь на третьем – иномарка «КИА Рио» (100 148). Вообще, позиция конкурентов видится достаточно странной. Вот уже лет пять «Хендэ», «Фольксваген», «Шкода», «Форд», «Рено» и другие не балуют россиян новинками в ценовом сегменте до 700-800 тысяч рублей. Все те же выпускающиеся на территории России «Рапиды», «Поло», «Альмеры», «Логаны»… 
 Был момент, когда казалось, что еще немного, и конкуренты (в первую очередь «Хендэ» и «КИА») задушат ВАЗ, однако их «Солярисами» и «Рио» покупатель насытился, да и цены они поднимают еще стремительнее, чем вазовское руководство. Получается, что почти дойдя до Москвы (или, точнее, до Тольятти, считающимся столицей российского автомобилестроения) корейская автомобильная экспансия остановилась. Нельзя сказать, что азиаты в кризисе, ведь примерно половина продаваемых в России машин – продукция под брендом компаний именно из этой части света (за год «Хендэ» увеличил объемы продаж на 13 процентов, а «КИА» -- сразу на 25), однако о приближении к лидеру даже речи не идет. 
Непонятно, чего опасаются иностранные конкуренты ВАЗа, слабо реагирующие на динамику рынка. Вполне могли бы начать продавать в России новые недорогие модели и тем самым усложнить жизнь обитателям тольяттинской высотки на Южном шоссе (хотя все мы понимаем, что руководят заводом из Москвы и Парижа), однако они этого не делают. Возможно, есть какие-то договоренности в плане дележа рынка, или расчетливые иностранцы не так сильно верят в перспективы покупательской способности россиян. 

Тимур КАЛИНИН

Полностью текст читайте в печатной версии "Вольного города"

Просмотров : 1830
 
Погода в Тольятти
Сегодня
вечер 10...12, ветер 3 м/с
ночь 8...10, ветер 4 м/с
Завтра
утро 9...11, ветер 5 м/с
день 13...15, ветер 6 м/с