Город
Возглавил студентов -- построили ВАЗ

     Имя этого скромного человека с давних пор на слуху, особенно у журналистов старшего поколения. В свое время о Шульге писали в разных уголках нашей страны. Писали заслуженно. Помню Федора совсем молодым, хотя его и тогда уже знали не только в Ставрополе-на-Волге -- Тольятти, в городах нашей области, но и почти во всех бывших республиках некогда могучего многонационального государства СССР.
       Мы познакомились с Шульгой весной 1969 года. Это было в кругу комсомольского актива «Куйбышевгидростроя». Новичок оказался родом из Минской области. Его отец с первых дней войны ушел на фронт и не вернулся. Детство, как и у большинства ребят того времени, было трудным. В возрасте 13 лет вместе с матерью из Белоруссии переехали на Украину, в город Новая Каховка. Здесь он закончил среднюю школу и музыкальное училище по классу баяна. Радовался тому, что до призыва на военную службу успел поработать на электромашиностроительном заводе.
-- Служба в погранвойсках, как и всем товарищам, была мне в радость. О какой–либо дедовщине мы и понятия не имели. Отношение к нам старших сослуживцев было исключительно теплым, доброжелательным. За три года мы получили все, что вмещают в себя понятия коллективизм, патриотизм, интернационализм, дружба, честь и достоинство и многое- многое другое, что, безусловно, пригодилось всем нам на всю жизнь, -- откровенно признавался Шульга.
        Все свое свободное время Федор просиживал за книгами. Буквально изучал, штудировал не только местные, но и центральные издания газет. И чем больше читал, тем нестерпимее становилось желание учиться.
       Демобилизованный пограничник возвратился домой окрыленным и уверенным в осуществлении своей мечты -- стать инженером. А уже на другой день он подал заявление на вечерние подготовительные курсы. Так Федор взял старт, не теряя времени для поступления в Одесский инженерно-строительный институт.
-- Я считал себя самым счастливым человеком, когда в 1969 году после защиты дипломного проекта по распределению меня направили в Тольятти на строительство Волжского автозавода, -- рассказал заслуженный инжинер. -- Все прошло как нельзя лучше.
       К тому же молодого специалиста здесь встретили радушно: рядом с ним постоянно были комсомольцы и коммунисты, имеющие определенный опыт работы в строительстве. С особым теплом и благодарностью Федор Николаевич вспоминает до сих пор то рабочее гостеприимство, которое оказали ему гидростроевцы 60-70-x годов. Поначалу он трудился мастером, а вскоре его перевели в СУ-15 «Автозаводстроя».
     Я хорошо помню 1971 год и решение ЦК ВЛКСМ, многократно прозвучавшее на всю страну, о создании на Волжском автозаводе объединенного студенческого строительного отряда (ОССО). Задача была поставлена не из легких. Это возведение в кратчайшие сроки автогиганта, строительство жилых массивов и многочисленных объектов соцкультбыта.          Чтобы выполнить эту задачу, возглавить многотысячную армию ОССО было поручено энтузиасту Шульге. А дальше... Под руководством молодого инженера создавалась, прямо скажем, бесценная история, о которой обязательно из поколения в поколение будут рассказывать краеведы. Ежегодно в отряд прибывало по 3,5-4 тысячи студентов из 115 институтов, из всех бывших союзных республик, за исключением Прибалтики. В общей сложности на строительстве Волжского автогиганта прошли трудовую школу более 11 тысяч студентов из 163 городов СССР.
-- И за все время ни единого конфликта, -- говорит Федор Николаевич. -- А ведь проводили массу различных мероприятий: шествия, фестивали, спортивные праздники и многое другое. Вместе, под единым девизом: «Дружба! Дружба!». Словом, был полный интернационал.
         А вот одна из подопечных того времени Ольга Четверова выдала с подчеркнутой гордостью секрет, что их командир героического объединенного отряда был награжден медалью «За трудовую доблесть». Сам Федор об этом умолчал. Мы, коллеги по совету ветеранов комсомола, знаем о его скромности и трудолюбии. И о том, что он с давних пор буквально прикипел к «Куйбышевгидрострою». Его послужной список без головоломок прост: прораб «Жилстроя», 2-й инженер ЖКУ КГС, заместитель главного инженера, главный специалист российско-итальянского предприятия «Лада-Итал», главный инженер МЖРП-11.
        Затвра, 15 января, у Федора Николаевича юбилей -- ему исполняется 70 лет. Мы, его единомышленники и друзья, обязательно придем в гости. Поздравим юбиляра и споем нашу любимую песню: «А годы летят, наши годы, как птицы…»

Евгений НЕЧАЕВ,
по поручению совета ветеранов КГС

Просмотров : 1442
 
Погода в Тольятти
Сегодня
вечер 2...4, ветер 3 м/с
ночь 3...5, ветер 3 м/с
Завтра
утро 2...4, ветер 4 м/с
день 0...2, ветер 5 м/с