Культура
Оскароносцы
На сцене театра «Колесо» состоялась премьера спектакля «Оскар и Розовая дама», по произведению французского драматурга Эрика-Эманнуила Шмита. Ее ждали и одновременно боялись, размышляя о том, можно ли вообще без слез и истерик передать  историю последних дней жизни 10-летнего больного раком мальчика.  
Сердце зрителя начинает сжиматься с самого начала. Тревожная музыка, мечущиеся тени, больничная палата и факты: неудачная операция, испугавшиеся родители, которые даже не навестили мальчика, расстроенное лицо доктора Дюссельдорфа.
-- Сдается мне, что врачам я  перестал нравиться. У них от меня портится настроение, – жалуется Оскар своему соседу по больнице. – Почему бы им просто не сказать, что я скоро умру?
Все начинает казаться мрачным, а потом на сцене появляется народная артистка России Наталья Дроздова в образе Розовой дамы (она то ли разносчица пиццы, то ли медсестра, но скорее всего, некий собирательный образ, посланный мальчику Богом в последние дни жизни). И зритель начинает улыбаться и осознавать, что даже 12 дней можно прожить насыщенно, не думая о смерти, не жалея себя, не задаваясь одним-единственным вопросом: «Почему именно я?» и, главное, не ругая Бога. Кстати, сыгравшая Оскара актриса Светлана Саягова за несколько дней до премьеры написала на своей страничке в одной из социальных интернет-сетей следующее: «Все, что происходит в нашей жизни, -- к лучшему. Иногда кажется – тупик: не получилось, не случилось, не сбылось. Оказывается, не тупик, а крутой поворот, не конец жизни, а начало новой». Наверное, без подобных философских размышлений очень трудно вжиться в роль обреченного ребенка и сыграть так, что зритель с широко открытыми глазами будет даже дышать очень тихо, чтобы не упустить ни одного слова, сказанного этим, теперь уже так близко к Богу стоящим человечком.  
Впрочем, когда на сцене Дроздова (Оскар зовет ее мамой), зритель уверен, что с мальчиком ничего не случится. Конечно, от мук физических она его не избавила, однако смогла дать гораздо больше, чем все врачи, вместе взятые. Каждый его день обретает особый смысл, и зритель уже готов был поверить в чудо, но потом, как гром среди ясного неба, слова со сцены:
-- Мальчик умер! Угас  за полчаса сегодня утром, пока  мы с его родителями  отлучились, чтобы  выпить кофе. Он сделал это без нас. Думаю, специально выбрал момент, дабы нас пощадить. Как будто хотел уберечь от горя  при виде его ухода. Фактически он дежурил возле нас, а не мы возле него…
После этого мы даже не спускаемся, а просто падаем с небес на землю с такой скоростью, что театральные кресла готовы сломаться под тяжестью внутреннего напряжения. И тишина, в которой еле слышны всхлипы некоторых зрительниц. Мальчик умер, а мы остались для того, чтобы больше ценить каждую отведенную нам в жизни минуту.
Аплодисменты после спектакля не утихали еще долго. Поймал себя на мысли, что вряд ли кто-то будет способен равноценно заменить в этом спектакле Дроздову (кстати, на столичной сцене эта роль удалась Алисе Фрейндлих), да и Саяпина сыграла здорово. Советовать ли «Оскара и Розовую даму» тольяттинскому зрителю? Скорее, да. Есть несколько тяжелых для души моментов, однако, согласитесь, осознание ценности человеческой жизни (чего уж там, иногда мы умудряемся об этом забывать) гораздо важнее.

Андрей ЛИПОВ
Просмотров : 1295
 
Погода в Тольятти
Сегодня
вечер 22...24, ветер 2 м/с
ночь 17...19, ветер 2 м/с
Завтра
утро 25...27, ветер 3 м/с
день 26...28, ветер 5 м/с