Город
(16+) Кто «китайца» покупает, ВАЗ совсем не уважает?
Сегодня на ВАЗе отмечают 54-ю годовщину с начала производства первого автомобиля – «копейки». Новую модель к этой дате запустить не успели («Ауру» ждут осенью, а «Искру» – в следующем году), но зато удивили покупателей «Грантой» с автоматической коробкой передач. Одних эта появившаяся к празднику машина порадовала, другие же ехидно улыбнулись, взглянув на цену…

Забыли, что «Гранта» – для картошки

Если стоимость обычного седана «Гранта» начинается от 700 тысяч рублей, то машина в комплектации «Комфорт Плюс» обойдется примерно на 60 процентов дороже. Там, правда, помимо автоматической трансмиссии, еще две фронтальные подушки безопасности, антиблокировочная система, кондиционер, обогрев передних сидений, аудиосистема, 15-дюймовые легкосплавные диски и так далее.
Тем не менее, цена всё равно высокая, причем некоторые покупатели лишь разводят руками, видя, как самый доступный автомобиль тоже постепенно превращается в роскошь.
– Времена сейчас такие, что стране, наоборот, нужна дешевая машина типа «Оки», тысяч за 400-500, с низким расходом топлива, – сказал на днях мой сосед, военный пенсионер Павел Васильевич. – Это актуально с учетом цен на бензин и запчасти. Можно ли такую сделать? Уверен, что да, самостоятельно или при финансовой поддержке государства.
Однако дешевых машин на ВАЗе нет. Теперь нужно лет десять копить, чтобы хватило денег на «Гранту». Но даже ее пытаются сделать дороже, обосновывая повышением комфорта. Но это же «Гранта», ребята. Она должна быть не комфортной, а дешевой. Помните, как в свое время президент России про нее сказал: «Два мешка картошки влезет»? Так вот, цену на такую модель нужно было всеми силами держать на уровне 500-600 тысяч…
Я попытался объяснить сидевшему на лавочке соседу, что автопроизводителям невыгодно делать дешевые машины, ведь расходы на зарплаты, электроэнергию и комплектующие примерно одинаковые, а выручка меньше. Но он лишь рукой махнул со словами:
– Так всю жизнь, что ли, у нас прибыль будет на первом месте?
Вот такой диалог у меня получился за несколько дней до значимой для российского автопрома даты. Впрочем, нужно признать: таких ворчунов, как Василич, осталось немного. Большинство россиян уже смирились с тем, что цены на автомобили растут с космической скоростью.
Напомним, что в 2011 году только что появившаяся в продаже «Гранта» стоила 229 тысяч рублей, а сейчас – 700, то есть в три раза больше. Много ли найдется товаров, которые за 13 лет подорожали так же сильно? Наверное, нет.
Тем не менее, даже за такие деньги вазовские машины покупают настолько хорошо, что диву даешься. Даже грядущий двухнедельный отпуск на ВАЗе (с 28 апреля по 12 мая), наверное, не сильно радует руководство предприятия, хорошо усвоившее смысл пословицы: куй железо, пока горячо.
Момент для каникул действительно не самый лучший, ведь наш завод ведет серьезную борьбу за рынок с китайскими брендами. Неслучайно ведь президент компании Максим Соколов несколько месяцев подряд жалуется на агрессивную ценовую экспансию со стороны дилеров, импортирующих автомобили из Поднебесной.

Машина из Шанхая за 5 миллионов

По данным аналитиков, доля китайских брендов на отечественном авторынке сейчас превышает 50 процентов, в то время как у ВАЗа она уменьшается: год назад было около 35 процентов, сейчас – 27. Если так пойдет дальше, то еще через год есть риск откатиться к тем временам, когда бренд «Лада» занимал 1/5 долю рынка, правда, тогда конкуренты у него были гораздо серьезнее: «КИА», «Хендэ», «Тойота», «Рено», «Фольксваген» и так далее.
Предпосылки для увеличения китайского влияния на рынок действительно есть. К примеру, по данным «Автостата», на начало года в нашей стране насчитывалось 3653 официальных дилерских центра по продаже и обслуживанию легковых автомобилей. Из них 2207 имеют отношение к брендам из Поднебесной, притом что в начале 2023-го цифра была в два раза ниже – 1053.
Планы на 2024-й у них тоже очень серьезные. Компания «Джак» запланировала открытие сразу 40 новых точек продаж, «Омода» – 20 и так далее.
Мы решили подготовить таблицу (с ней вы можете ознакомиться в печатной версии «Вольного города»), в которую включили цены на все доступные автомобили «Лада», а также на машины заводов-конкурентов, среди которых УАЗ, «Москвич» и самые покупаемые китайские модели. Первое, на что хочется обратить внимание, – дороговизна. Если раньше те же китайцы, понимая, что не могут конкурировать с корейцами, немцами, французами и японцами, старались предлагать продукцию подешевле, то теперь они короли на рынке.
Самая дешевая машина у них – это «Алсвин» от компании «Чанган», которая стоит более полутора миллионов рублей. Внешне чем-то похожа на нашу «Весту» или корейский «Солярис», однако модель не новая (ее выпускают с 2009 года в Китае и Пакистане), да и в число наиболее популярных в России она не входит.
Гораздо лучше наши соотечественники покупают «Джолион» от «Хавал», ставший самой популярной иномаркой за последние пару лет. Цена у него – более 2 миллионов, однако за отсутствием альтернативы и с учетом внешней привлекательности этот кроссовер очень популярен у тех, кто ни при каких условиях не готов пересаживаться на вазовские машины. К примеру, в марте «Джолион» по продажам уступил только «Гранте» и «Весте».
Так же хорошо берут и другой кроссовер – «Монжаро» (его собирают на заводе «Джили» в Шанхае), притом что он один из самых дорогих в нашем списке. Скажи кому-нибудь 5 лет назад, что «китаец», стоящий почти 5 миллионов рублей, займет пятое место в мартовском рейтинге продаж – на смех бы подняли. Но сейчас времена такие, что не до смеха…   

Пора присмотреться к «буханке»

Также теснят наших две модели от «Чери» («Тигго 4» и «Тигго 7»), а еще «Омода С5» и «Хавал М6». Все они стоят от 2 до 3 миллионов рублей. Это говорит о том, что, во-первых, покупатели с такими ценами уже смирились, а во-вторых, что они готовы пересаживаться со своих устаревших корейских и японских машин на китайские, над которыми раньше посмеивались.
А что наши? В рейтинге они среди наиболее доступных, хотя дешевле миллиона рублей сейчас только «Гранта». Самая дорогая из вазовских – спортивная «Веста SW», рекомендованная цена которой приближается к 2,4 миллиона рублей, и значит, в салонах она может быть гораздо выше.
На этом фоне некоторые (в шутку или всерьез) предлагают обратить внимание на «буханку» от УАЗа. Ее можно купить от 1,3 миллиона рублей, а на сайте производителя еще дополнительную скидку обещают в размере 200 тысяч. Но ведь там до 9 человек помещаются – чем не вариант для многодетных или деревенских?
Впрочем, понятно, что УАЗ не конкурент Волжскому автозаводу, ведь борьба за покупателя идет именно с китайцами. В связи с этим многие задаются вопросом: в чем преимущество бренда «Лада» над машинами из Поднебесной? Мы изучили мнения нескольких экспертов, так что можем поделиться с читателями обобщенной информацией.
Плюсы вазовских моделей: относительно невысокая цена, хорошее и продуманное оснащение специально для России, высокий клиренс (расстояние от асфальта до самой нижней точки центральной части автомобиля), недорогие и доступные запчасти, привлекательный дизайн, безопасность, развитая дилерская сеть, разнообразие комплектаций.
Плюсы китайских моделей: интересный дизайн, приемлемый дорожный просвет, большой багажник, хорошие моторы, выбор трансмиссий, недорогие запчасти. К минусам машин из Поднебесной относят нестабильное качество окраски, не самую лучшую безопасность, качество металла, перенасыщенность электроникой, которая порой не выдерживает российскую зиму. И также то, что большая часть продукции ориентирована на внутренний, а не на российский рынок.
Впрочем, многие считают, что лет через десять «китайцы» вполне могут сравняться с грандами автопрома.

Почему Кузьмич с «Опелем» мучился?

При подготовке этой публикации мы решили узнать мнение известного ветерана ВАЗа и давнего друга нашей газеты Юрия Целикова. Напомним, что осенью он полтора месяца пролежал в больнице с пневмонией, сильно исхудал, а вернувшись домой, с трудом передвигался по квартире.
– Как здоровье, Юрий Кузьмич? – первым делом спросили мы по телефону у 82-летнего ветерана.
– Восстанавливаюсь потихоньку. Вес набрал, машиной уже начинаю пользоваться, скоро на дачу поеду.
Голос у собеседника был бодрым, так что, отбросив сомнения относительно того, целесообразно ли беспокоить Кузьмича, мы предложили ему ответить на несколько вопросов.
– Давай, – согласился Целиков. – Только не по телефону. Сбрасывай на электронную почту, а я посмотрю.
Через несколько часов пришли ответы, которые мы предлагаем вашему вниманию.
– У вас очень большой водительский стаж. Возникало ли за много лет желание пересесть с вазовского автомобиля на импортный? Если нет, то почему? Вазовский патриотизм или отсутствие финансовой возможности купить по-настоящему классную иномарку?
– В конце прошлого века сын Сергей передал мне в управление свой автомобиль «Опель Астра», потом «Опель Вектра» с пробегом. С удовольствием катался на иномарках, пока не порвался ремень генератора и пришлось ждать ремонта более трех месяцев. Больше с иномарками не связывался.
«Лады» в наших условиях гораздо удобнее в эксплуатации, имеют лучшую проходимость зимой (клиренс удачный). Кроме того, если где-то проедешь по лесной дороге и поцарапаешься в кустах, то ремонт обычно легкий и недорогой. Вообще для реальных дорожных условий наши автомобили вполне приемлемые.
– На ваш взгляд, каковы главные преимущества автомобилей «Лада» перед китайскими брендами?
– Дилерская сеть ВАЗа еще сохраняет свою силу и лучшую доступность. Обеспеченность запасными частями у нас надежнее. Кроме того, в России сеть мелких ремонтных точек автомобилей заметно больше, и они реагируют быстрее.
Китайские автомобили вплотную приблизились по всем показателям надежности и качеству к «Ладам»», но пока еще долговечность и коррозийная стойкость отстают от наших. Те машины из Поднебесной, которые заметно дороже, уже по качеству обходят вазовские. Поэтому надо держать ушки на макушке!
Что ж, предпраздничное пожелание всем вазовцам «держать ушки на макушке» лишним точно не будет. Пока предпосылок для панических настроений нет (завод по-прежнему работает опережающими темпами, предлагая сотрудникам покалымить по субботам и воскресеньям). Однако надо помнить, что когда мы делаем один шаг в развитии, китайские конкуренты успевают сделать два…

Тимур КАЛИНИН
Просмотров : 171
 
Погода в Тольятти
Сегодня
день 9...11, ветер 7 м/с
вечер 8...10, ветер 7 м/с
Завтра
ночь 6...8, ветер 4 м/с
утро 5...7, ветер 4 м/с