Город
(16+) Юрий Целиков: Станет ли 3 марта днем ветеранов ВАЗа?
В ближайшее воскресенье ветераны ВАЗа отметят важную памятную дату – 98 лет со дня рождения первого генерального директора завода Виктора Полякова, с именем которого связан, пожалуй, самый славный период в истории всего отечественного автопрома. О том, с каким настроением подходят ветераны к этой дате, «Вольному городу» рассказал бывший президент международной ассоциации дилеров ВАЗа Юрий Целиков.
– Ветеранское движение на ВАЗе никогда не испытывало такого волнения, как за последнее время, – начал Юрий Кузьмич. – Я вот открыл недавно принятый устав ОАО «АВТОВАЗ» в новой редакции, где в третьей статье написано, что целью общества является извлечение прибыли. Вот так! Получается, что не люди и их будущее волнует руководство, а деньги. Это очень печалит ветеранов, которые в свое время строили завод отнюдь не ради личного обогащения. Сейчас, мало того, что забывают об истоках, так еще и статус ветерана ВАЗа документально не определен. Если раньше существовали неписаные и писаные законы, по которым звание «ветеран» присваивалось в торжественной обстановке, а к нему еще прилагались льготы и материальное поощрение, то сегодня люди, по сути, не знают, ветераны они или нет.
– А что конкретно произошло? Почему звание ветерана оказалось под вопросом?
– Сегодня разрабатывается новое положение, касающееся присвоения звания «Ветеран ВАЗа». При этом заводской совет ветеранов даже не ознакомили с концепцией этого нового положения. Все делается в тиши бюрократических кабинетов. Тем не менее утечка информации происходит, и недавно ветераны узнали, что считаться таковыми они смогут лишь в том случае, если непрерывный стаж работы на ВАЗе у них составляет не менее 20 лет.
– А раньше как было?
– Раньше, если человек вышел на пенсию, имея стаж, к примеру, 18 лет, но работать он начинал с первых дней создания завода, его все равно считали ветераном ВАЗа. Даже бывший зам генерального директора Петр Кацура по этому новому положению ветераном считаться не будет, потому что стаж работы на предприятии у него 18 лет. При этом с завода он ушел переводом в вышестоящую организацию. Поверьте, новое положение серьезно обидит многих заслуженных деятелей предприятия. Также не будут считаться ветеранами те, кто при массовом выводе подразделений за пределы ВАЗа (это инструментальное производство, «АВТОВАЗагрегат», комбинат общественного питания, ПТО и так далее) не по своей воле оказался за пределами завода. То же самое касается и людей, которые перешли в дочерние предприятия фирменной сети ВАЗа, хотя мы все привыкли, что станция техобслуживания в любом городе – это ячейка нашего автозавода. Все это вызывает беспокойство.
– Вы сами неоднократно говорили, что президент ВАЗа Игорь Комаров – человек вполне адекватный и вряд ли он преднамеренно захочет обижать ветеранов. Просто, наверное, нужно встретиться и все обсудить.
– Дело в том, что высшее руководство завода отправляет наши предложения на доработку службы вице-президента по персоналу. Причем касается это не только ветеранского статуса, но и еще одного важного момента.
Еще с весны 2007 года заводской совет ветеранов войны и труда под руководством почетного гражданина города Александра Ясинского добивается, чтобы день рождения Виктора Полякова – 3 марта – был узаконен как день ветеранов ВАЗа. Я лично встречался с Игорем Комаровым и вице-президентом по персоналу и социальной политике Дмитрием Михаленко во время декабрьской конференции молодых специалистов. Узнав от меня об имеющейся проблеме, Комаров удивился, что до сих пор такой документ не вышел, хотя год назад на встрече с ветеранами он лично давал согласие. Получается, что чиновники среднего звена ищут варианты, как избавиться от этой дополнительной нагрузки. Кстати, имеется документ из дирекции по персоналу, в котором указывается на неопределенность круга лиц, подлежащих чествованию, на неясность содержания самого мероприятия, а также на то, что вообще на заводе и так достаточно праздников, в рамках которых чествуют ветеранов. То есть писавшие нам ответ люди даже не понимают, что 3 марта – это вовсе не праздник, а корпоративная памятная дата Волжского автозавода, которая может способствовать усилению работы с ветеранами.
Могу сказать для примера, что на заводах концерна «Фиат» подобная работа поставлена намного сильнее. Их ветеранское движение имеет свое собственное знамя, помещение, периферийные пункты. А при достижении 30, 35, 40, 45 и 50 лет работы на предприятии «Фиат» выдает своим сотрудникам премию в размере месячной зарплаты (тем самым их стимулируют к дальнейшей работе), а кроме этого, при достижении 40 лет работы вручаются медаль, диплом и особая премия. Есть у них также премия за верность, заводская прибавка к государственной пенсии (есть данные, что в прошлом десятилетии она составляла 63 тысячи лир, то есть более 7 тысяч в пересчете на рубли), а также пособие вдове ветерана (52 тысячи лир в месяц). Ветеранам труда там предоставляется бесплатно до конца жизни полная медицинская и фармацевтическая помощь. Согласитесь, это просто фантастика для нашего сегодняшнего молодого зубастого капитализма!
– Ну, в руководстве ВАЗа итальянских капиталистов, к сожалению, нет, так что придется брать за основу не фиатовские, а французские и японские традиции отношения к ветеранам.
– Да, хотелось бы знать, что в связи с этим думает новый состав совета директоров, который сегодня состоит из семи иностранцев и восьми россиян, из которых всего один  тольяттинец – председатель заводского профкома Сергей Зайцев. Я даже в одну из газет написал по этому поводу материал с названием «Ну, Зайцев, погоди!», намекая на то, что тяжко ему будет в такой компании. Не сомневаюсь, что если Зайцеву будут хорошо платить, то это финансовое давление заставит его избегать конфликтов с руководством предприятия. Вообще я считаю, что в нынешних условиях все вазовцы должны активнее поддерживать независимый профсоюз «Единство», потому что если уж мы живем в условиях конкуренции, то должна она быть и на рынке профсоюзной деятельности. А у нас сейчас монополия старого профсоюза, который, кстати говоря, даже не имеет сотрудника, отвечающего за работу с ветеранами. Я в связи с этим желаю Зайцеву вырастить нескольких «зайчат», чтобы они забегали к ветеранам ВАЗа, налаживая связи, а не запутывая следы.
Кроме этого, считаю, что новому совету директоров необходимо возродить производственный совет – представительный орган трудящихся завода, существовавший на ВАЗе много лет и позволявший каждому работнику почувствовать себя причастным ко всем процессам, происходящим на предприятии. Практически любой инициативный и заслуживающий доверия коллектива сотрудник мог принять участие в работе совета, в частности, в обсуждении и принятии коллективного договора. Это здорово помогало в устранении любых назревающих социальных катаклизмов.
– Буквально на днях по телевизору был сюжет, в котором Дмитрий Михаленко говорил о том, что все намеченные социальные программы руководство ВАЗа выполняет.
– Намеченные! Надо сначала восстановить те социальные программы, которые были до прихода москвичей, когда наше предприятие являлось одним из самых социально ориентированных. А теперь медицина не наша, детские сады, школы – все, что могли, отдали в муниципальную собственность.
– Давайте вернемся к статусу 3 марта. Судя по всему, вероятность того, что его признают днем ветеранов ВАЗа уже в этом году, равна практически нулю.
– Мы почти добились того, чтобы 3 марта был признан днем ветеранов ВАЗа. Знаю, что Игорь Комаров против этого не возражает, и даже давал устные указания готовить соответствующий документ. Однако средний чиновничий слой ВАЗа ставит палки в колеса. Думаю, что скоро все эти палки им переломают. Очень бы хотелось, чтобы день выхода вашей газеты – 1 марта – совпал с подписанием соответствующего приказа.
Предпосылки к этому есть, так что надежду мы не потеряли, тем более что более 16 тысяч ветеранов ВАЗа поддержали решение. Против сначала были 7 человек, представляющие клуб «Патриот», но на этой неделе они все-таки решили присоединиться к решению совета.
– А что за клуб такой?
– Это клуб бывших руководителей ВАЗа – начальников управлений, директоров производств и так далее. Статус у организации не такой, как у совета ветеранов. Скорее это клуб по интересам, причем его члены, еще будучи на своих постах, дистанцировались от производственного коллектива. Видимо, они считают себя выше и умнее.
– В прошлом году, в день рождения Виктора Полякова, президент ВАЗа Игорь Комаров встретился с ветеранами. Какова программа в этом году?
– Есть информация, что Комаров намерен встретиться с ветеранами и в этом году. В целом же программа такова: сначала, примерно в 10.30, мы возлагаем цветы на могилу Виктора Николаевича, после чего едем к памятнику у заводоуправления. К великому сожалению, вдова Виктора Николаевича – Татьяна Полякова-Данилова – приехать не сможет. Мешают серьезные проблемы со здоровьем.
– В заключение хочется спросить о 100-летии со дня рождения Виктора Полякова, которое будут отмечать на ВАЗе через два года. Помнится, вы озвучивали список предполагаемых мероприятий к этой дате. Что-то из намеченного уже удалось осуществить?
– Недавно я лично встречался с бывшим мэром Пушковым, который сейчас является советником Комарова и занимается совместным предприятием по сборке автомобилей в Казахстане. В том числе мы говорили и о грядущем 100-летии со дня рождения Виктора Николаевича. Сделали, конечно, очень мало, но все-таки… Немного облагородили улицу имени Полякова. Правда, площадь у заводоуправления, которая также носит его имя, пока не обустроили. Там ведь можно сделать что-то типа сквера, чтобы собирались горожане, фотографировались молодожены, да и ветераны ВАЗа приходили бы туда чаще. Рекомендации по проведению мероприятий к 100-летию Виктора Полякова подготовлены и отправлены в те же самые службы, о которых я сегодня уже говорил. Что-то начнут делать лишь тогда, когда определится вопрос с финансированием, а это сегодня на заводе – проблема. Социальные программы на ВАЗе настолько зажали в финансировании, что в этом году день молодого автостроителя проведен на нищенском уровне. Не смогли найти несколько десятков тысяч рублей для того, чтобы провести традиционный концерт в ДКИТ. Сократили финансирование мероприятий по линии ветеранского движения, переложив все на внутренние резервы производств. При миллионных премиях руководству завода не найти несколько сот тысяч для огромного ветеранского коллектива – это очень горько!

Беседовал
Тимур КАЛИНИН
Просмотров : 3469
 
Погода в Тольятти
Сегодня
ночь 15...17, ветер 5 м/с
утро 18...20, ветер 7 м/с
Завтра
день 19...21, ветер 7 м/с
вечер 16...18, ветер 3 м/с