Город
(16+) Сколько денег водителям автобусов нужно для счастья?
На днях в город прибыли 14 новых автобусов, произведенных на подмосковном заводе в Ликино-Дулево. Это те самые машины, которые мэрия планировала купить еще в конце прошлого года, однако долго не могла найти поставщика. Наконец, при посредничестве самарской компании, удалось заключить сделку, так что новенькие ЛиАЗы скоро станут радовать тольяттинских пассажиров. Если, конечно, будет кому ими управлять, ведь Николай Ренц неоднократно говорил о дефиците водителей…

Ностальгия по маршрутам 90-х годов

Машины действительно хорошие, современные, безопасные, подходящие и недешевые. Озвучивавшаяся ранее сумма контракта – 218 миллионов рублей, так что, если разделить на 14, то получится по 15,5 миллиона за каждый автобус. Это сопоставимо с ценами, которые мы нашли на официальном сайте компании – от 18,8 миллиона за штуку. Кстати, такие же ЛиАЗы курсируют по улицам большинства крупных городов России, правда, в Москве их активно меняют на электробусы.
Информацию об очередной закупке нового общественного транспорта большинство тольяттинцев восприняли позитивно. Некоторые даже начали советы мэрии давать: мол, надо теперь новые маршруты открывать, постепенно возвращаясь к тому, что было в 90-х и первой половине нулевых годов.
Напомним, что тогда в Новом городе можно было воспользоваться автобусами № 2, 3, 4, 7, 13, 20, 26, 31, 32, 48, 50, 73, 73к, не считая вазовских, которые, кстати, ходили гораздо чаще, чем сейчас. Теперь же муниципального транспорта стало в два-три раза меньше, но зато море маршруток, водители которых ездят как им хочется, редко прислушиваясь к мнению не только простых горожан, но и чиновников.
В общем, есть в городе сильная транспортная ностальгия, так что, когда объявляется о закупке автобусов, тольяттинцы какое-то время верят в позитивные перемены. У мэрии и руководства АТП № 3, правда, на этот счет иное мнение: новыми машинами в основном меняют устаревшие, обслуживание которых с каждым годом всё дороже.
Когда же заходит разговор о создании других маршрутов (например, из Автозаводского района в Комсомольский или через зеленую зону), у Николая Ренца есть два основных варианта ответов: первый – слишком дорого, второй – не хватает водителей.
– Ситуация с транспортом в Тольятти далека от идеальной, хоть и лучше, чем в Самаре, – сказал по этому поводу мэр. – Основная проблема, не позволяющая обеспечить необходимый объем выхода автобусов на линию, – нехватка водителей. – Они сейчас нарасхват, так что нам сложно тягаться с коммерческими компаниями в части заработной платы.

Почему хитрят кондукторы?

Стоит отметить, что кадровая проблема в муниципальных пассажирских автотранспортных предприятиях существует по всей стране. Эксперты называют несколько причин. Первая из них: ужесточение с 2021 года экзаменов в ГАИ. Поговаривают, что с тех самых пор права категории «D» получают лишь два-три человека из десяти желающих, хотя официальных данных по этому поводу нам найти не удалось.
Вторая причина – СВО, поскольку часть водителей попала под мобилизацию, а другие ушли на контрактную службу из-за высокой заработной платы или переехали работать на городские маршруты ДНР, ЛНР, в Запорожскую и Херсонскую области.
Третья – возможность устроиться водителем спецтехники или дальнобойщиком. Потребность в последних сейчас высокая, поскольку очень много грузов доставляется из Китая или Казахстана. Доходы там гораздо выше.
Ну, и четвертая – престиж самой профессии, ведь водителей и кондукторов порой ругают не меньше, чем медиков. Один резко затормозил, другой неприветливо посмотрел, третья вообще деньги взяла, а билетик не выдала.
Кстати, претензии по поводу того, что кондукторы хитрят и кладут деньги себе в карман, появляются довольно часто. Могу поделиться личным примером. Периодически езжу вечером из бассейна «Олимп» на автобусе № 8, следующем по Приморскому бульвару, улицам Жукова и Ворошилова в сторону железнодорожного вокзала.
Так вот, стал обращать внимание на кондуктора, которая у некоторых пассажиров спрашивает:
– Вам билетик нужен?
Если отвечают, что не нужен, деньги с большой долей вероятности уходят не в кассу АТП № 3. Меня она тоже пару раз спрашивала, но, видя серьезное лицо, теперь каждый раз дает билет. Правда, в понедельник она его вытащила из сумочки. Можно предположить, что он от кого-то из предыдущих пассажиров остался…

Доброта способна навредить

Может возникнуть вопрос: а почему сами пассажиры спокойно смотрят на это? Вариантов здесь два. Первый: в магазинах сейчас часто спрашивают, нужен ли чек, мотивируя это борьбой за экономию бумаги. Такой же вопрос появляется на экране банкомата, когда снимаешь деньги, да и поставщики энергоресурсов предлагают перейти на электронные квитанции. В общем, пассажир думает, что и в автобусе идет борьба за экономию бумаги.
Второй: пассажир всё прекрасно понимает, но жалеет кондуктора, который порой плохо одет, да и вообще, выглядит несчастным из-за своей невысокой зарплаты. Подобную доброту проявлять однозначно не стоит, поскольку это не является внутренней проблемой автотранспортных предприятий. Нужно понимать, что руководство АТП потом считает выручку, качает головой и начинает просить у мэрии субсидии из бюджета.
Однако вернемся к водителям, о нехватке которых чиновники напоминают горожанам по нескольку раз в месяц. Недавно в городской думе даже состоялось совещание, на котором была озвучена главная задача: остановить отток кадров и принять на работу новых сотрудников. Решение этого вопроса поможет сократить интервал движения транспорта.
Также необходимо поднять тему организации новых маршрутов. Город растет, и где вчера был пустырь, сегодня – жилые микрорайоны. На фоне освоения новых территорий депутат Александр Денисов предложил освежить данные по пассажиропотоку. Такое исследование проводилось больше 10 лет назад, а за это время многое изменилось.
В свою очередь, Дмитрий Шевелев отметил, что следует замещать коммерческие перевозки муниципальными. К владельцам маршруток много претензий, касающихся безопасности, интервалов движения, а также того, что водители отклоняются от маршрута, когда им это выгодно.
В общем, вопросы поставлены правильно, поэтому остается дождаться реакции мэрии. Ответ на предложения депутатов должен поступить до 5 апреля.

Неблагодарная работа

Теперь давайте поговорим о зарплатах водителей автобусов – именно в этом видится основная причина оттока кадров.
– Когда в конце прошлого года планы строили, то рассчитывали выйти на уровень 70 тысяч рублей в месяц с учетом переработки, – сказал недавно Николай Ренц. – А теперь понимаем, что этих денег людям недостаточно. Стоимость труда водителей должна быть не менее 80 тысяч, а с переработками – более 100 тысяч в месяц. Как этого достичь? Цена проезда должна быть другой либо необходимо больше бюджетных денег на эти цели тратить…
Пока чиновники думают, мы решили сделать таблицу (с ней вы можете ознакомиться в печатной версии «Вольного города»), в которой указали приблизительную зарплату водителей автобусов в 50 крупнейших городах страны. Использовали данные с официальных сайтов пассажирских предприятий, из новостных лент, а также с сайтов, специализирующихся на объявлениях по поиску работы. Указана либо средняя зарплата, либо «от и до».
Пока искали информацию, сделали вывод, что кадровая проблема актуальна для большинства городов. К примеру, в Челябинске даже предусмотрели стимулирующие выплаты для новых сотрудников в размере 500 тысяч рублей. Получить их можно двумя способами. Первый – по 20 с небольшим тысяч ежемесячно в течение двух лет. Второй – 50 тысяч при поступлении на работу, 150 – через год и 300 – еще через год. Важное условие: не должно быть аварий по вине водителя и нарушений трудовой дисциплины.
А в Ростове-на-Дону водители жалуются в соцсетях, что более-менее приличную зарплату в 60 тысяч рублей можно получить, только если работать с 5 утра до 23:00.
– Официально, по графику, водитель должен отработать 11 часов в сутки, а на следующий день отдыхать, – написал один из них, представившийся Сергеем. – Или работать в сменном графике два дня через два. Но, поскольку водителей не хватает, напарники есть не у всех. В итоге получается, что водитель работает по 11-12 часов каждый день, получая при этом 45 тысяч.
Кстати, Ростов-на-Дону – далеко не худший город по размеру зарплаты водителей. В других местах и до 40 тысяч зарплата не дотягивает, что делает работу совсем уж неблагодарной. Неслучайно, что много комментариев примерно такого содержания:
–  Вы, ребята, езжайте лучше в Москву. Там по 65 тысяч уборщицам платят, а зарплата водителей автобусов – от 120 до 180 тысяч. Могу даже адрес сказать. К примеру, «Ашан» на Коммунарке на своих автобусах покупателей от метро забирает. Там южане по 120-140 тысяч получают.

Заманивают зарплатой в 150 тысяч


То, что именно столица является лидером нашего рейтинга, едва ли кого-то удивит. Вот какую вакансию водителя автобуса и электробуса мы нашли на сайте Мосгортранса:
– Требования: образование не ниже основного общего, медкомиссия, предварительное обучение со стипендией в 40 тысяч рублей, возраст от 21 года. Зарплата от 80 до 120 тысяч рублей плюс дополнительные выплаты молодым специалистам (20 тысяч каждые первые три месяца, 30 – через полгода, 40 – через год).
Также мы решили узнать, сколько получают в столице водители других видов общественного транспорта. Машинист поезда в метро – от 128 тысяч, водитель трамвая – от 100 тысяч, троллейбуса – от 60-ти.  
Что касается нашего города, то на одном из сайтов объявлений нашли вакансию АТП № 3, опубликованную не так давно – 13 марта. Так вот, там указана зарплата от 68 до 85 тысяч рублей до вычета налогов, хотя в новостных лентах в основном мелькают другие цифры – от 50 тысяч (чистыми) и выше. Видимо, у нас, как и в Ростове-на-Дону, всё зависит от количества переработок.  
Для сравнения, в Самаре требуется водитель на автобус, возить вахтовиков, с зарплатой от 117 до 139 тысяч рублей на руки, а в Тольятти, рядом с одной из кольцевых развязок, мы увидели большой рекламный щит с надписью:
– Приглашаем водителей категории «D» с картой тахографа на новые автобусы ПАЗ. Зарплата – 150 тысяч рублей.
Судя по сопровождавшей рекламный текст фотографии, работать предлагается на так называемых межмуниципальных маршрутах (№ 170, 303 и так далее), курсирующих через город в близлежащие к нему населенные пункты Ставропольского района. В любом случае, соблазн для сотрудников АТП № 3, видящих эту рекламу, есть.
Добавим, что если мэрии действительно удастся добиться повышения зарплаты водителей до 80-100 тысяч, то наш город может войти в первую десятку по России. Впрочем, об этом пока говорить рано…   

Илья ПРОСЕКИН, думающий пассажир
Просмотров : 189
 
Погода в Тольятти
Сегодня
ночь 5...7, ветер 1 м/с
утро 13...15, ветер 2 м/с
Завтра
день 18...20, ветер 3 м/с
вечер 13...15, ветер 0 м/с