Прошедшая в ДК «Тольяттиазот» лекция интеллектуального клуба «Химия слова» на этот раз была посвящена скандальной классике, собрав неравнодушных читателей и литераторов.
Лекция филолога Елизаветы Касиловой так и называлась – «Скандальная классика: как читать ее сегодня». Почему эти произведения в свое время наделали много шума, а некоторые были под запретом? И как скандальное в книгах связано с эпохой? «Лолита» Набокова, «Любовник леди Чаттерлей» Лоуренса, «Джейн Эйр» Бронте, стихи Мандельштама о Сталине, «Гарри Поттер» Роулинг – каждая из этих книг стала скандальной по какой-либо причине.
Но вначале собравшихся горожан поприветствовала автор лектория, заместитель генерального директора по связям с общественностью «Тольяттиазота» Юлия Петренко. Она рассказала, что все предыдущие сезоны интеллектуального клуба доступны в ютубе, на официальной странице ТОАЗа.
На лекциях также можно выиграть книги с автографами выступающих, если поучаствовать в лотерее. Или через соцсети. Для этого необходимо посетить мероприятие, сделать фото, опубликовать его в сторис или на своей стене с хештэгом #ХимияСловаТОАЗ и отметить сообщество – @toaz_official. Победитель будет выбран перед следующей лекцией.
Кстати, разыгрывали книгу по совету Елизаветы Касиловой – «Чудо» Ракель Паласио. Филолог настоятельно рекомендовала ее и детям, и взрослым. Также посоветовала сначала прочитать произведение, а уж потом смотреть одноименный фильм с Джулией Робертс.
А вот произведение детское и связано оно с религиозным подтекстом, это – «Гарри Поттер». Когда он еще только публиковался, то во многих странах, в том числе и у нас, был принят весьма бурно и часто негативно со стороны именно религиозной общественности. И романы о юном волшебнике были названы греховными.
Почему их посчитали книжками плохими, способными научить ребенка чему-то нехорошему? И поэтому их обязательно нужно изъять. Собственно, некоторые американские протестанты так и поступали, даже сжигали.
– Так что там греховного? Да ничего, по сути. Всего лишь – нарушение горизонта читательских ожиданий. Берет человек в руки книгу и знает, какой она должна быть и как должна быть написана. Вы, например, уже читали детские книжки, фэнтези, и думаете: ага, она будет похожа на вот это.
У вас есть ожидание, связанное с жанром. Когда вы берете в руки детектив, вы не ожидаете, что это будет книга кулинарных рецептов, – сказала филолог. – В данном случае Поттеру предъявлялись ожидания, связанные с детской литературой и с жанром сказки. Так какой должна быть сказка? Какие претензии выдвинули книгам Роулинг?
Упрекали в том, что дети, почитав историю про волшебника, начнут сами колдовать. И таким образом что-то плохое с ними может случиться. Сядут на швабру и прыгнут со стола или выпьют какой-нибудь отвар.
Так в чем новаторство Роулинг? Что делает ее книжку скандальной? Избранный художественный прием, потому что писатель не просто описывает волшебников – это делали и до нее, многократно. Она пишет о процессе волшебства с невиданной до того детализацией. Волшебные манипуляции уподобляются физическим опытам и процессам. И многие оказались к такому не готовы. Мы, судя по всему, привыкли воспринимать волшебство неким обобщенным образом: взмахнул магической палочкой, и что-то там получилось.
Упрекают писательницу и в том, что ребенок, начитавшись ее книжек, начнет тащить всё, что он узнал из них, в реальную жизнь. И опять новаторский художественный прием. Мир волшебников в поттериане очень близок реальному, они не разведены, не существуют в разных вселенных. В «Алисе в стране чудес» нужно прыгать в кроличью нору, а в Поттере мир волшебников может скрываться за поворотом. К этому тесному контакту двух миров взрослый читатель был не готов, детям по большей части всё нравилось.
А еще Роулинг упрекали в темах, которые вообще не должны затрагиваться в детской литературе. Одна из них – смерть. Оказывается, определенной группе взрослых комфортнее держать ребенка в некотором неведении по данному вопросу. Оно защищает его от окружающего мира.
И тогда вопросы: как детское произведение должно соотносится с окружающим миром? Насколько оно должно рассказывать ему о тех проблемах, с которыми столкнется? О тех вызовах, которые он так или иначе будет вынужден принять?
– И надо сказать, что «Гарри Поттер» был первой ласточкой в этом направлении. Но сейчас современная детская литература всё больше и больше начинает работать с темами, которые долгое время были скандальными и запрещенными. Одна из задач детской литературы – формирование правильных моделей поведения.
Когда даем ребенку читать какую-то книжку, мы, помимо всего прочего, думаем, что эта книжка должна его чему-то научить. А чему научить?
Детская литература отражает запросы общества. Каким общество хочет видеть ребенка и, соответственно, будущим членом этого самого общества? – спросила лектор. – Глядя на сегодняшнюю детскую литературу, мы видим, что нам нужны члены общества, которые умеют работать с болезненными темами, а не отгораживаться от них. И появляется всё больше произведений, которые затрагивают некогда табуированные темы: смерть, самоубийство, болезнь, курение, секс. В этом ключе «Гарри Поттера» можно считать невинным.
«Удивительные приключения Маулины Шмитт». Героиня не просто живет в семье, которая разводится, она уезжает из любимого дома от отца, а жить будет с матерью. Но и это не беда. Девочка узнает, что мама тяжело и смертельно больна. Произведение закончится смертью матери главной героини. И эта книга о том, как научиться ребенку воспринимать смерть, как вообще говорить с ним об этом.
«Дети ворона» Юлии Яковлевой. Родители главных героев репрессированы. И возникают очень болезненные вопросы: каким образом, с каких позиций изображать очень важные, до сих пор больные вопросы нашей истории? Можно ли о репрессиях говорить с ребенком? О войне, о блокаде Ленинграда?
А вот «Чудо» Ракель Паласио. Роман уже стал современной классикой, при этом не потерял своего новаторского характера. Главный герой – мальчик с тяжелым генетическим заболеванием, у него страшное, изуродованное лицо. И до 5-го класса он живет и учится дома. Но родители понимают, что он не может всю жизнь прожить в своей детской комнате. Мальчик должен научиться жить вместе с другими людьми, принимать их взгляды.
Эта история, казалось бы, очень сентиментальная, банальная, подумаешь, главный герой – инвалид. На самом деле, произведение многоплановое. Книжка делится на несколько частей, первая – от лица главного героя-инвалида – повествует о тех трудностях, с которыми он сталкивается.
Далее о своей жизни рассказывают его лучший друг, затем сестра, ее молодой человек. И чем дальше, тем больше мы понимаем, что у каждого свои трудности, с которыми приходится сражаться.
Эта книга о том, когда мы жалеем себя и думаем, как нам пришлось несладко на самом деле. Чужие проблемы точно так же заслуживают уважения. И нет людей, которым приходится в этой жизни легче. Эта книга о том чуде, которое мы можем совершить для себя самих и других людей…
Ксения РИС
Полностью материал читайте в печатной версии «Вольного города»
P.S. Следующая лекция будет о нашем городе – «История Ставрополя-Тольятти в 29,5 страницах». Вместе с заведующей отделом развития и информационных технологий краеведческого музея Татьяной Ткаченко мы пролистаем 29 самых важных страниц в истории города и попытаемся понять, почему судьба его сложилась именно так.
Проследим путь от провинциального уездного до промышленного центра – флагмана советского машиностроения. Узнаем: почему падали в Волгу жилые улицы, почему не сохранились архивные документы? Или почему наш город поменял свои исторические координаты, а затем и имя? И как все эти перемены отразились на Тольятти и его жителях?
Приходите в ДК «Тольяттиазот» в пятницу, 15 апреля, в 19:00. Вход на мероприятие свободный!
Просмотров : 2725