(16+) Анатолий Иванов: Конституцию изменим, но как будем жить дальше?
Власть
(16+) Анатолий Иванов: Конституцию изменим, но как будем жить дальше?

Процесс внесения изменений в Конституцию Российской Федерации вступает в завершающую стадию – осталось только россиянам за них проголосовать. Ни у кого нет сомнений, что это произойдет. Тем не менее, редакция «Вольного города» решила принять участие в обсуждении принятых конституционных поправок. И с этой целью обратилась к известному тольяттинскому политику – бывшему депутату Госдумы трех созывов Анатолию Иванову, у которого всегда есть собственное мнение по многим общественно-политическим вопросам.
– Анатолий Семенович, в чем смысл внесения изменений в наш Основной закон, инициированного как-то неожиданно? Вроде бы никто об этом не только не говорил, но даже не думал.
– Да, эта инициатива для россиян стала неожиданной. Но в Кремле, думаю, она была вторым вариантом сохранения Владимиром Путиным своей власти. Первым же рассматривался вариант объединения с Белоруссией, после чего он стал бы президентом нового государства, но не сложилось. А времени в связи с надеждой на объединение ушло много, поэтому надо было спешить.
И в своем январском послании Федеральному Собранию президент огласил о переходе ко второму варианту. То есть смысл внесения изменений в том, чтобы после окончания действующих полномочий у Путина сохранилась бы фактическая возможность управления страной.
Для этого в Конституции вводится понятие Госсовета с очень важными функциями. Он будет определять основные вехи внутренней и внешней политики, приоритетные направления социально-экономического развития государства. И хотя Госсовет станет формировать будущий президент, возглавлять его, в соответствии с данным вариантом, должен будет Путин.
– Но поправок оказалось очень много, неужели все они внесены ради этой одной? Например, в их числе есть и поправки, касающиеся индексации пенсий и пособий, минимальной заработной платы, материнства и детства, которые поддерживаются большинством россиян…  
– Да, считаю, что это главная поправка, если бы не было необходимости в ее внесении, то не было бы и соответствующего законопроекта. Все остальные же поправки можно разделить на три группы.
К первой относятся вами указанные, то есть поправки социальной направленности. Только вносить их в Конституцию нет никакой необходимости, эти вопросы регулируются законами и ни к какому повышению качества жизни в принятой редакции не приведут. Внесены же они, на мой взгляд, для отвлечения внимания россиян и повышения уровня поддержки принятых изменений.
То есть эти поправки имеют отвлекающий и популистский характер, в том числе и упоминание Бога, которое, к тому же, вносит раскол в обществе – не верующих в него в стране, думаю, не меньше, чем верующих. 
Ко второй группе можно отнести поправки, изменяющие порядок назначения и освобождения от должности президентом руководителей федеральных органов власти, в том числе руководителей судебных органов и прокуратуры. Например, если в настоящее время президент назначает председателя правительства с согласия Госдумы, то теперь он это будет делать после утверждения Госдумой кандидатуры председателя правительства.
Или же другой пример. Президент после консультации с Советом Федерации теперь будет назначать генерального прокурора и его заместителей. В настоящее же время их назначает Совет Федерации по представлению президента. По существу, никакой разницы, с учетом фактической несамостоятельности Совета Федерации и Госдумы.
К третьей же группе поправок относятся все остальные, которые объединить невозможно, но их немало.
– Свою версию о втором варианте вы, Анатолий Семенович, а также некоторые другие эксперты уже высказывали, но до принятия поправки о так называемом обнулении президентских сроков. Вроде бы теперь очевидно, что будет реализован третий вариант, терешковский…
– Да, этот вариант назвать третьим можно, но не считаю его основным. Он может быть реализован только в исключительном случае – если ситуация в стране резко ухудшится. В этом случае Путин не сможет уйти, и в первую очередь потому, что уходить любой правитель должен на подъеме страны – чтобы о нем осталась добрая память, а для Путина этот фактор очень значим.
Не будет резкого ухудшения – в выборах 2024 года Путин участвовать не станет. Он, думаю, искренне недавно говорил, что и так слишком долго правит. К тому же в его возрасте пора перейти на менее напряженную работу. 
Конечно, Путин мог бы не спешить с обнулением сроков и сделать это при необходимости позже. Однако был смысл это сделать сейчас. Дело в том, что в правящей элите в настоящее время существуют две непримиримые группы. Упрощенно, но по сущности говоря, это те, кто за то, чтобы в мире Россию боялись, и те, кто за то, чтобы в мире Россию уважали.
В случае ожидания ухода Путина в 2024 году между ними разразилась бы борьба за место в будущей структуре власти. Поэтому поправка о так называемом обнулении сроков эту борьбу не должна допустить – какой смысл бороться, если Путин может и остаться. Считаю, суть в этом.
– Вы сказали о третьей группе поправок. Есть ли среди них такие, которые считаете все-таки необходимыми и полезными для россиян? 
– Единственная поправка, которую считаю необходимой и полезной, это та, по которой одно и то же лицо не может занимать должность президента более двух сроков. За всю жизнь. Для российских чиновников, с их склонностью к авторитаризму и казнокрадству, такое ограничение крайне необходимо. Для недопущения этих негативных тенденций в России необходима регулярная смена власти. Например, в Германии такие ограничения не обязательны, а в России необходимы!
Не могу не высказаться еще об одном важном изменении Конституции. Считаю признаком недоверия к российскому народу поправку об участии государственной власти в формировании органов местного самоуправления, то есть в назначении и освобождении от должности их руководителей.
Такое участие, как мне представляется, даже противоречит положению статьи 12 Конституции, в которой говорится, что органы местного самоуправления не входят в систему государственной власти, и в пределах своих полномочий местное самоуправление самостоятельно. Теперь уж точно никаких выборов мэров не будет. И это плохо. 
Отрицательно отношусь и к поправке, пытающейся через полномочия Конституционного суда ограничить исполнение решений международных судов по искам российских граждан и юридических лиц к России. Во-первых, руководителям нашей страны надо стремиться не к ограничениям, а к соблюдению прав и свобод своих граждан. И во-вторых, ограничение бессмысленно, так как при неисполнении решений международных судов будут конфисковываться российские зарубежные активы. 
Правда, попытка такого ограничения не удалась, так как положение о приоритете правил международных договоров над российскими законами содержится в первой главе Конституции, а внести в нее изменения в рамках данного законопроекта было нельзя.
– Анатолий Семенович, а какие поправки вы бы внесли в Основной закон страны?
– Если не ставить целью кардинальное изменение Конституции, то назову три наиболее, на мой взгляд, значимые поправки. Во-первых, чтобы каждый дееспособный гражданин имел право без каких-либо ограничений выдвигать свою кандидатуру на выборах представительных органов власти, президента страны, высших должностных лиц субъектов и глав местного самоуправления. То есть без сбора подписей, внесения залога, различного рода фильтров и других ограничений.
Во-вторых, чтобы выборы всех представительных органов власти проходили по единой системе: половина депутатов избиралась бы по партийным спискам, а другая половина – по одномандатным округам. В этом случае у власти не будет возможности периодически изменять систему выборов в интересах ее партии.
И в-третьих, чтобы граждане имели право в уведомительном порядке проводить публичные акции, в том числе и протестного характера. В этом случае организаторам публичных акций не надо будет их согласовывать, а только власть уведомить. Как это происходит в демократических странах. А у власти не будет возможности организовывать провокации и задерживать протестующих.
В итоге выборы были бы более конкурентными и честными, и у народа появился бы главный инструмент в форме протестных акций для защиты своих прав и интересов.
– А как вы, Анатолий Семенович, относитесь к принятым поправкам, запрещающим   высшим должностным лицам иметь иностранное гражданство или вид на жительство, а также счета в иностранных банках?
– Считаю эти поправки также популистскими, указанные запреты уже содержатся в федеральных законах. К тому же, думаю, для избираемых должностных лиц они не нужны, избиратели сами разберутся с такими кандидатами. А по отношению к   назначаемым должностным лицам главной проблемой является не сам запрет, а тщательный контроль соблюдения ими ограничений при назначении на должность, что часто скрывается.
– Интересная поправка, касающаяся пожизненных сенаторов…
– Да, теперь члены Совета Федерации официально будут называться сенаторами. Поправка же эта касается, прежде всего, президента, прекратившего свои полномочия. Для чего она нужна – давайте попробуем мыслить логически.
Для бывших президентов должность сенатора вряд ли будет интересна, уровень их гарантий значительно выше. А вот лично для Владимира Путина поправка о пожизненных сенаторах может быть интересна, но только в том случае, если существует все-таки четвертый вариант сохранения им властного влияния после окончания полномочий. Стать председателем Совета Федерации.
Если же такого варианта нет, то должности пожизненных сенаторов, которых может быть семь, думаю, могли быть введены для самых близких друзей Путина. Они, как известно, работают в сфере бизнеса, и им неприкосновенность может потребоваться. Других версий в появлении пожизненных сенаторов придумать не могу.
В заключение хочу сказать, что все данные версии принятия конституционных поправок основываются на моем политическом опыте и анализе происходящих событий. Возможно, они могут в чем-то быть не реальными. В главном я уверен – элита очень хочет сохранить власть, и принятые конституционные поправки связаны с этим. Поэтому Конституцию изменим, коронавирус победим, но как жить будем дальше: хуже, лучше, так же?

Беседу вел Александр КАЗАКОВ    
          
От редакции. Хотелось бы услышать мнения и других известных тольяттинцев относительно изменений, внесенных в Основной закон. Пишите, звоните, дискутируйте на страницах газеты.

Просмотров : 623
 
Погода в Тольятти
Сегодня
вечер -11...-13, ветер 2 м/с
ночь -11...-13, ветер 1 м/с
Завтра
утро -11...-13, ветер 1 м/с
день -10...-12, ветер 2 м/с