Общество
Горе от изобилия, или Как в машине разложилось моторное масло

Я езжу на «копейке» 1972 года выпуска, образно говоря, почти 40 лет на одном автомобиле. Были, конечно, разные поломки: мяли машину лихачи, да и сам при очередном инсульте «поцеловал» нож стоящего на приколе бульдозера. Так что все поломки, аварии легко объяснимы и понятны. Но то, с чем я столкнулся в декабре 2010 года, объяснить не могу. При подъезде к дому вдруг пропало напрочь давление масла в моторе. Во двор-то я заехал, заглушил мотор и больше не пытался его заводить.
13 января на буксире притащил машину на СТО, что на Лесной улице. Причин полного падения давления масла в моторе много: отказ датчика, срез шлицев приводной шестеренки маслонасоса, поломка самого маслонасоса…
-- Снимем поддон и посмотрим, -- улыбаясь, сказал слесарь Ираклий Чантурия, -- как говорят хирурги, вскроем и увидим.
Сняли поддон, а там -- на маслонасосе словно сосульки висят «сопли» из синтетических мыл-загустителей моторного масла, длина «сосулек» -- 5-7 сантиметров. Приемная сетка маслонасоса полностью залита мерзкой липкой массой -- продуктом разложения моторного масла. Масло в насос не поступало, мотор, получается, в последнее время работал без смазки. Хорошо, что я это вовремя заметил, а то бы мотор «стукнул» -- полетели бы подшипники коленчатого вала и заклинило поршни. Значит, причина того, что исчезло давление масла, кроется в разложении его на составные части -- минеральную (из нефти) и синтетические мыла-загустители.
Промыл Чантурия сетку, маслонасос, соскреб осадок толщиной до сантиметра с поддона общей массой около литра. Собрал мотор и залил промывочную жидкость, полчаса холостого хода. Потом залил новое масло.
На другой день я поехал туда, где последние три года покупал моторное масло. Магазинчик этот расположен на улице Комсомольской, в районе одноэтажных гаражей -- место сверхудобное. Помня, что в России предприниматели подделывают все и вся, от лекарств до бензина, я думал, что хозяин магазина заботится о репутации своей торговой точки, не будет продавать фальштовар.
Дело в том, что в сентябре прошлого года я купил в этом магазине 12 литров полусинтетического масла. Одну баклажку залил в мотор, другую наметил на доливку, третью оставил про запас. Так вот оставшееся у меня масло я и хотел вернуть продавцу.
В магазине меня встретили в штыки, увидев в моих руках две прозрачные емкости с маслом. Продавщица и директор наигранно смотрели на меня, как на инопланетянина, и в один голос твердили, что я первый, кто предъявил им претензию по качеству моторного масла. В общем, обратно товар не приняли.
Я же не рискнул залить эти остатки в мотор, помня, что из четырех литров масла у меня в моторе выпало не менее литра студенистого осадка. И это только за одну заправку! Со времени последней замены масла я проехал-то всего ничего -- 500 километров. Такого у меня не было за 40 лет.
Из разговора с директором магазина уточнил: во-первых, я не единственный пострадавший материально от разложения моторного масла в работающем двигателе. Во-вторых, есть жалобы покупателей на «свертывание» дорогущих масел всемирно известных фирм. В-третьих, магазин, в котором я купил некачественное масло, приобретает продукцию в бочках не на нефтезаводах, а у какого-то ООО в Самаре. О качестве масла, его свойствах, пригодности для определенного типа двигателей директор ничего не знает, приборов для определения качества в магазине нет. В этом вопросе руководство магазина полагается на поставщика с ограниченной ответственностью. Во как!
В-четвертых, сейчас выпускаются универсальные масла (согласно этикетке на бочке самарского ООО), пригодные для заливки как в бензиновые, так и в дизельные двигатели. Раньше таких универсальных масел не было. Что это -- новейшее изобретение или ноу-хау самарского общества с ограниченной ответственностью?
В-пятых, по заявлению директора, торгует он маслом 10 лет, но из разговора с ним я понял, что знания о свойствах технических жидкостей, способах их производства и применения у него на уровне кладовщика колхозных бочек ГСМ.
При социализме этого было достаточно, но при капитализме с его тотальными подделками и фальсификацией товаров надо хорошо знать, что продаешь. Признав, что ему хорошо известны многочисленные случаи выхода из строя автомоторов из-за коагуляции моторных масел, директор высказал предположение, что масла разлагаются под влиянием плохого качества низкосортного бензина.
Возможно ли это? Ведь раньше-то такого не было! Сливали масло при замене его и светлое, и грязноватое, но из него не выпадал осадок. Для повышения октанового числа бензина из непредельных углеводородов применялась одна присадка -- ядовитый тетраэтилсвинец (ТЭС). Теперь же вместо ТЭС в бензин добавляют массу новых присадок, которые забивают топливную систему двигателя, юбки свечей. Удивительно, но с такими присадками не детонируют двигатели на самом дрянном бензине. С периодической промывкой карбюратора и чисткой свечей еще можно смириться. Но как быть, если действительно эти новые присадки, которые ежегодно сотнями тонн изготавливают в Тольятти, являются сильнейшими коагуляторами и, попадая с газами в картер двигателя, разлагают масло на составные части?
Хлопотно, конечно, промывать карбюратор, чистить свечи при езде на самопальном бензине, но настоящая катастрофа приходит, когда заклинит двигатель от езды на некачественном моторном масле. Ремонт двигателя со шлифовкой шеек коленвала и цилиндров, замена поршневой группы обходятся автовладельцу в сумму от 20 до 100 тысяч рублей, что далеко не каждому по карману.
Через несколько дней заехал на ферму «Дубравушка», рассказал о своей беде знакомым, а в ответ услышал почти такие же истории.
-- На дороге Еремкино -- Пискалы у меня загорелась красная лампочка на указателе давления масла в моторе. Решил дотянуть до Пискалов, до дома, но не дотянул -- двигатель застучал, -- рассказал фермер Василий Рыбников.
Другой собеседник, бульдозерист Анатолий Прокашин, добавил:
-- На днях у меня опоздал на работу сменщик, да еще пришел в карьер пешком, а всегда приезжал на своей машине. На вопрос, почему пришел на своих двоих, он ответил, что у машины заклинил двигатель -- масло свернулось.
Тут я понял: мой случай не единственный. Разложение моторных масел, их коагуляция приобретают в России характер эпидемии и тотального «мора» моторов. Но самое удивительное то, что наши болтливые СМИ молчат об этой напасти, а автовладельцы в одиночку «жуют сопли» и тоже помалкивают.
За 39 лет я проехал на своей «копейке» около 600 тысяч километров и ни разу до нынешнего января не промывал мотор. Просто сливал старое масло, заливал новое и рулил -- не тужил очередные 3000 километров.
Сейчас же, погоняв полчаса на СТО мотор на промывочной жидкости, я не уверен, что промыл маслосистему от коагулянта. Ведь это не простая грязь из кокса и продукта износа двигателя, а липкая, частично заполимеровавшаяся масса, которую трудно удалить из маслоканалов мотора. Движок может застучать в любой момент.
Надеюсь, что «Вольный город» опубликует это письмо -- вопль автолюбителя. Я обращаюсь ко всем тольяттинцам, которые столкнулись с разложением моторного масла в своих авто, написать об этом главному редактору газеты Сергею Русову, который и ознакомит меня с этими письмами.
Тогда, заручившись поддержкой пострадавших автолюбителей, я обращусь в Роспотребнадзор с просьбой о проведении экспертизы моторного масла, которого у меня осталось целых 8 литров. Иногда чиновники просто отфутболят одиночку, как это сделал директор магазина.
В Тольятти много сотен, а может, и тысяч магазинов и контейнеров, в которых торговцы продают технические масла и смазки. Сотни автозаправок, где наряду с качественным топливом продается напичканная добавками бензиновая дрянь. Зайдешь в магазин -- глаза разбегаются: на полках сотни пластиковых и жестяных банок с маслами десятков российских и зарубежных фирм. Огромное изобилие. Цены моторного масла -- от 90 до 500 рублей за литр. Но как проверить масло, купленное по цене хорошего коньяка? Да никак не проверишь, пока не побултыхаешь его в моторе.
Если масло я несколько лет покупал только в одном магазине, то бензином за эти годы заправлялся на десятках АЗС. Время не терпит, надо выяснить причину бед автовладельцев с коагуляцией моторных масел: масла плохие, поддельные или все дело в добавках в бензин? Жду откликов и поддержки читателей «Вольного города». Пострадали? Не ленитесь, напишите!

Евгений ГЕРАСИМОВ,
пасечник, ветеран ВАЗа

Просмотров : 7265
 
Погода в Тольятти
Сегодня
ночь 10...12, ветер 3 м/с
утро 12...14, ветер 4 м/с
Завтра
день 17...19, ветер 6 м/с
вечер 16...18, ветер 1 м/с