Культура
Христос пришел в мир, явив пример смирения

         Накануне Рождества благочинный Центрального округа Тольятти протоиерей Николай Манихин рассказал о том, чем отличается истинная вера от простых суеверий, о значении религии и высоком понимании церковных праздников.
-- Приближается Рождество Христово, -- сказал отец Николай, -- и дай Бог, чтобы все мы вошли в благодатную пору этого праздника с чистой душой. Но благодать его можно почувствовать только через церковь. Святые дни, начиная с Сочельника и по 13 января, для того нам и даны, чтобы мы через храмовые богослужения приблизились душой к Богу, прочувствовали величие Рождества и получили утешение. Если есть у людей какие-то проблемы, то в эти дни и нужно обратиться к помощи Всевышнего, растворить трудности с Божьей помощью. И церковь нам раскрывает смысл праздника. Казалось бы, Бог, Творец мира, мог бы родиться в царских хоромах. Но он в убогом виде пришел в этот мир. Родился у бедной Девы, в пещере-вертепе, а первой колыбелью ему служили ясли, где кормили скот. Здесь показывается пример смирения и терпения для человека, потому что благодаря этим качествам мы достигаем духовного совершенства. Поэтому приход Христа на землю и прошел в таком униженном состоянии, и это стало тоже промыслом Божьим. Как написано в Священном писании, это было отмечено в совете Святой Троицы. К тому же Христу нужно было появиться, взяв человеческую плоть, пораженную первородным грехом, чтобы ее освятить и возвести опять в первозданное состояние. Если мы не поймем этого, то не поймем и сути самой религии, ударившись лишь в обрядовую сторону.
-- Как раз обрядовой стороне многие и придают сейчас большое значение. Как научиться видеть истину и не отдать предпочтение лишь обрядам?
-- Следует понимать, что религия нам дает и душевный подъем, и утешение, и стимул. В самых, казалось бы, безнадежных ситуациях человек, который истинно верит в Бога, не теряется. Он чувствует помощь от Бога, в каких бы условиях ни оказался. Он надеется, верит, а по вере и получает силу, энергию и продолжает жить. Соответственно, находятся и пути выхода из тяжких состояний, а трудности воспринимаются как испытания. Нужно понимать, что все в этом мире временно. Проходят и радости, и горести. Поэтому в самые тяжелые момента следует обращаться к Богу, чтобы он помог выйти из кризисного состояния. Поэтому и храмов нужно строить больше. Некоторые упрекают верующих, спрашивая:
-- Вы что же, хотите, чтобы церкви были на каждом шагу?
Полагаю, ничего плохого в этом нет. Ведь есть же народное выражение: «Больше храмов -- меньше тюрем». Никто не против строительства развлекательных заведений, которые тоже людям нужны. Но бывают такие моменты, когда человеку настолько плохо на душе, что просто некуда пойти, нигде он не находит себе ни покоя, ни утешения, и ему в этой жизни просто не за что зацепиться. Зачастую в такие моменты он и приходит в храм. И не обязательно идти туда, где много народа, где священник недоступен для беседы в данный момент. Можно ведь зайти в маленький храм, присесть на скамеечку, отдохнуть душой. Такая практика есть во многих странах, например в Греции. Там в церковь можно попасть свободно. Некоторые приходят, чтобы приложиться к какой-нибудь святыне, иные -- за тем, чтобы найти для себя что-то значимое в этой жизни. Не зря же говорится, что не хлебом единым жив человек. Бывает, что все у человека есть -- и богатство, и слава, а дни свои он все равно заканчивает прискорбно. Бывает и наоборот: семья живет скромно, стеснена в средствах, но люди умеют радоваться и малому. Так как горести растворяются в силе их веры, в ней они получают большое утешение. А посещая храмы, человек укрепляется в своей вере.
Но существует опасность сойти на уровень суеверия. В трудный жизненный момент суеверие лопнет, как мыльный пузырь, и человек останется в состоянии растерянности. Когда мы произносим «Символ веры», то говорим: «Верую во святую соборную апостольскую церковь, в жизнь будущего века». То есть вера готовит нас к жизни вечной, с Богом. Следует понимать, что не по какой-то традиции мы должны ходить в храм, брать просфорки, святую воду, ставить свечки или заказывать молебны, чтобы нас ничто плохое не коснулось. Здесь как раз очень легко сойти на полумагическое, суеверное состояние. Человек может в таком случае ориентироваться на какую-то призрачную идею. Например, он думает, что если закажет определенный молебен, то все сложится гарантированно хорошо. Или убеждение в том, что, поставив свечи, он непременно будет от чего-то плохого застрахован. Здесь легко скатиться на уровень потребительского отношения. Религия -- это не потребительство, а призвание и долг верующего. Ведь Бог создал человека, чтобы творение прославляло своего Творца. Творца славят и ангельский мир, и природа. Когда человек исполняет свое предназначение, тогда и его существование по-настоящему наполнено даже в земной жизни.
Поэтому и церковные праздники, которые приходят к нам, -- это не воспоминание событий какой-то древней данности. Воспринимая праздник, мы принимаем в этих событиях непосредственное, мистическое участие в плане духовном.
Например, встречая Рождество Христово, которое было две тысячи лет назад, мы входим в область мистического, духовного содержания этого праздника. Благодатную сторону его мы можем почувствовать своим сердцем и тогда испытываем истинную радость этого события.
К сожалению, очень многие настроены лишь на внешнюю сторону этого праздника. Мол, будет елка, стол с рождественским гусем, подарки. На самом деле это мало что дает и не относится к религии. Хотя в какой-то степени нашу радость это отражает. Но если сосредоточиться только на внешней стороне, это будет отражать не нашу веру в Бога, а какое-то полусуеверное действие. Много говорится в СМИ о том, что надо определенным образом накрыть стол, приготовить такие-то яства. Но мало кто кроме церкви говорит о том, что к празднику надо обязательно подготовить душу свою. Чтобы именно в сердце вошел праздник, а затем и в наш дом. Лишь после этого он войдет и в наше общество. В Священном писании Господь сказал: «Сын мой, отдай мне твое сердце». Это значит, что нужно определиться, принимаешь ли ты Бога или просто внешнюю атрибутику. Например, когда мы вспоминаем Вход Господень в Иерусалим, то прекрасно понимаем, что жители вышли встречать не ослицу, на которой въехал в город Христос. И одежды постилали, и цветы бросали не ей, хотя она по ним шла. Нужно понимать, что Иисусу Христу были направлены эти почести. Так и мы Ему должны отдавать свои почести. Некоторым ведь кажется, что чем внешне богаче праздник, тем лучше он будет отмечен. Но это не так, и нужно уметь отделять внешнее от второстепенного.
Об этом вспоминает преподобный Серафим Саровский, говоря, что ходить в церковь, соблюдать посты, молиться -- это не цель, а средство для достижения благодати Святого Духа. К слову, обращаясь к каким-то сектантским движениям, человек ищет как бы подмену Богу, видя своего кумира в лидере движения. А ведь говорится: не сотвори себе кумира. Но церковь учит, что ни одна личность -- ни патриарх, ни епископ, ни священник -- не могут затмить личности Бога. Обязанность духовенства как раз указать людям на личность Христа. И если какой-то священнослужитель заслоняет Христа своим авторитетом, то он грешит. Иногда можно услышать, что человек не ходит в храм, так как ему не нравится тот или иной священник. Нужно понимать, что в церковь мы приходим к Богу, а не к священнику. И священник -- это символ, совершающий богослужение. Как электрический ток бежит по проводам, так и он выполняет роль проводника. Провод может быть старый, ржавый, но он станет проводить ток, пока не будет поврежден. Потому и нужно строить больше храмов.
-- Есть ли какие-то ближайшие планы по возведению их в нашем городе?
-- Хотелось бы, чтобы осуществился проект строительства храма на Центральной площади. Это завершило бы существующий комплекс. Там ведь уже есть часовня, звонница, памятник Николаю Угоднику. Уже предложено несколько вариантов эскизов будущего храма. В Москве, например, городские власти осуществляют план, согласно которому церкви должны быть в каждом районе в шаговой доступности. Неплохо бы, чтобы и у нас было так же.
-- Как будут совершаться службы на Рождество?
-- Богослужения в праздничные дни будут совершаться во всех храмах. В нашем Казанском храме 6 января, в Сочельник, по традиции в 17.00 будет всенощное бдение, затем -- ночная служба, и утром 7 января состоятся две литургии: в 7.00 и 9.00. Вечернюю службу мы прибавляем с учетом того, что многим немощным, пожилым людям трудно добраться в ночное время. В остальных храмах города богослужения будут совершаться в ночное время, 12 часов ночи. 8 января в Преображенском храме (в Автозаводском районе) праздничное богослужение в 11.00 возглавит архиепископ Самарский и Сызранский Сергий, в тот же день в Казанском храме владыка проведет богослужение в 16.00. 

Ольга ТАРАСОВА

Просмотров : 1494
 
Погода в Тольятти
Сегодня
ночь 6...8, ветер 2 м/с
утро 8...10, ветер 3 м/с
Завтра
день 7...9, ветер 3 м/с
вечер 6...8, ветер 2 м/с