Город
Приказ, грозящий нищетой

Стали известны подробности подписанного президентом АВТОВАЗа Борисом Алешиным приказа, в котором речь идет об изменениях в оплате труда заводчан. Главное из них - с сентября перестают оплачивать вынужденные простои, что приведет к значительному увеличению неплатежеспособного населения.
О причинах, побудивших Бориса Алешина пойти на такой шаг, можно говорить и спорить долго. С одной стороны, кризис перепроизводства, а предпринятые руководством завода и правительством России меры (в первую очередь это различные кредитные программы) пока эффекта не возымели. Нужно как-то выживать, поэтому не придумали ничего умнее, как сэкономить на собственных работниках. Это уже другая сторона, говорить о которой очень тяжело, поскольку едва ли не у каждого жителя Автозаводского района есть родственники, которых «новшество» коснется.
Итак, с 1 сентября вынужденные простои на ВАЗе компенсироваться не будут (сейчас платят две трети от средней зарплаты), что сократит доходы заводчан еще процентов на сорок. Естественно, ни о какой переработке речи быть не может. Арифметика простая: получал 10 тысяч, а сейчас будешь шесть. А кто-то вообще заработает чуть больше уровня прожиточного минимума, который в Самарской области составляет около 4500 рублей. Правда, в интервью корпоративному изданию председатель профкома Николай Карагин пообещал, что меньше МРОТ никто не получит, за что, наверное, ему многие вазовцы уже сейчас готовы поклониться до земли.
Вернемся к арифметике. Чтобы не умереть с голоду, 4500 рублей, возможно, действительно хватит, если обходиться без колбасы (200 рублей за кило), сыра (тоже 200), узбекских дынь (одна тянет рублей на 300), шампанского, пить которое сейчас не время. А еще придется отказаться от новой зимней обуви, курток, носков и так далее. Но ведь прожиточный минимум не включает в себя плату за жилье, детский сад, проезд, а в сумме все это как раз и составит еще 4500. То есть этим приказом вазовцев фактически лишают возможности накануне отопительного сезона оплачивать коммунальные услуги, а значит, к ноябрю департамент ЖКХ и другие управляющие компании могут начать карательные меры по отключению домов от теплоснабжения. Впрочем, скорее всего, не начнут. ВАЗ не даст, поскольку без нормальной еды, носков, курток, да еще и без тепла рабочие становятся социально опасными, прежде всего, для руководства предприятия. Пока вазовцы лишь разводят руками. Каждого из них с приказом ознакомили под подпись, а тех, кто сначала не хотел расписываться, припугнули сокращением.
Когда на этой неделе мэру Анатолию Пушкову задали вопрос, каким он видит положение в городе осенью, он предпочел отделаться обещанием Бориса Алешина о том, что к ноябрю завод, возможно, будет работать в две смены. К сожалению, неизвестно, на чем основан оптимизм президента, ведь сейчас уже очевидно, что в стране иномарок глобального повышения спроса на отечественные автомобили в ближайшие годы не предвидится. Если, конечно, не снижать цены и не давать беспроцентные кредиты… 
Кстати, в приказе ссылаются на статью 74 Трудового кодекса. Мы сочли нужным привести выдержки из статьи, поскольку далеко не все рабочие понимают, о чем идет речь. Итак, в случае, когда по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда, определенные сторонами условия трудового договора не могут быть сохранены, допускается их изменение по инициативе работодателя. О предстоящих изменениях нужно уведомить работника в письменной форме не позднее чем за два месяца. Если работник не согласен на новые условия, то ему обязаны предложить другую работу. Если и она не устроила работника, то трудовой договор прекращается. В случае, когда причины могут повлечь за собой массовое увольнение, работодатель в целях сохранения рабочих мест имеет право вводить режим неполного рабочего дня (смены) и (или) неполной рабочей недели на срок до шести месяцев. Если работник отказывается от продолжения работы в режиме неполного рабочего дня (смены) и (или) неполной рабочей недели, то трудовой договор расторгается. При этом работнику предоставляются соответствующие гарантии и компенсации. Отмена режима неполного рабочего дня и неполной рабочей недели ранее срока производится работодателем с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.
Из этой статьи видно, что Трудовой кодекс у нас в стране защищает, прежде всего, интересы работодателя. Не нравится? Увольняйся.
Между тем на днях состоялось годовое собрание акционеров АВТОВАЗа. Говорили о достижениях, о новых моделях, о том, что пути выхода из кризиса обязательно будут найдены. Был избран новый совет директоров предприятия (12 человек, из них восемь - россияне), в который вошли Алексей и Борис Алешины. Владимир Артяков, Рубен Варданян, Игорь Завьялов, Николай Карагин, Карлос Гон, Ричард Огдон, Патрик Пелата, Сергей Скворцов, Сергей Чемезов и Кристиан Эстев. Именно на них сейчас с надеждой будут смотреть работники и верить, что этот приказ, грозящий нищетой, в итоге отменят. Впрочем, этим двенадцати господам и месье нищета вряд ли грозит, поскольку об их зарплатах уже давно ходят легенды. 
В заключение скажем о том, что на днях Красногорский суд (Московская область) признал виновными бизнесменов Бориса Березовского и Юрия Дубова в хищении 58 миллионов рублей у АВТОВАЗа. По данным следствия, в 1994 году руководители «ЛогоВАЗа» заключили договор с заводом на поставку 20 тысяч автомобилей, однако счета за машины оплачены не были. Суд признал Березовского виновным в совершении преступления, предусмотренного статьями «Мошенничество», а также статьей «Легализация и отмывание денежных средств, приобретенных незаконным путем», и приговорил его к 13 годам лишения свободы. Дубову дали 9 лет. Кроме того, бизнесменов обязали выплатить правительству Самарской области 58 миллионов. Приговор вынесен заочно, так как Березовский и Дубов в последние годы проживают за границей.
Тимур КАЛИНИН

Комментарий
Юрий Целиков, ветеран завода, бывший президент международной ассоциации дилеров АВТОВАЗа:
- Считаю, что это некорректный приказ по отношении к рабочим. Вместо того, чтобы поменять менеджмент, не способный наладить сбыт, они перекладывают с больной головы на здоровую. Боятся поменять старшего вице-президента по маркетингу и продажам Криворучко, который является родственником Чемезова. А дружба Чемезова с Алешиным не позволяет президенту АВТОВАЗа убрать с поста Криворучко. Но делать это нужно, потому что ни какой двухсменки в ноябре не будет, если этот человек останется на своем посту. Дилеры ему не верят, потому что с ними до сих пор не рассчитались за акцию «Калина на 15 тысяч дешевле», проходившую в конце прошлого года. Вот некоторые цифры по продажам. В июне 2008-го года в день продавалось 1600 машин, сейчас - меньше тысячи, в месяц тогда удалось реализовать 49 тысяч, сейчас - 29. Наконец за полгода в 2008-м было продано более 300 тысяч автомобилей, сейчас - 180 тысяч.
По суду над Березовским могу сказать, что этот показательный процесс, призванный отвлечь вазовцев от насущных проблем. Вообще, это дело реанимировали несколько раз. Раньше его «глушил» губернатор Титов, являвшийся подельником Березовского. Сейчас Титов сенатор и возможностей у него меньше. Дело старое. При умелом юридическом подходе Березовского можно было бы и оправдать. Много вещей он делал в рамках закона того времени. Пользовался мутной водой, так сказать. Сегодня с ВАЗа увели не меньше денег. Хотя по совести Березовскому нужно было рассчитаться с заводом, но он выбрал другую схему. Кстати «ЛогоВАЗа» в России уже нет. В прошлом году его продали на Украину. 

Просмотров : 4247
 
Погода в Тольятти
Сегодня
день 1...3, ветер 8 м/с
вечер 0...-2, ветер 0 м/с
Завтра
ночь -3...-5, ветер 0 м/с
утро -2...-4, ветер 2 м/с